Это уже раскололо латвийское общество, а в будущем может создать угрозу национальной безопасности, говорится в ежегодном отчете спецслужбы.

Одним из главных общественно-политических событий 2011 года ПБ считает кампанию по сбору подписей за присвоение русскому языку статуса второго государственного.

В службе отмечают, что эта кампания «негативно повлияла на внутриполитическую стабильность в стране». Как сбор подписей, так и кампанию по его популяризации проводило общество «Родной язык», куда вошли местные политики и общественные деятели. Однако полиция безопасности считает, что реальные организаторы процесса находятся в Москве.

Инициаторы недавнего , в результате которого жители Латвии отвергли изменение статуса русского языка, категорически отвергают подобные заявления.

В МИД России, в свою очередь, сообщили, что в принципе не видят ничего плохого в продвижении русской культуры и языка за рубежом, отметив, что любая подобная деятельность проводится в соответствии с местным законодательством.

Геополитические интересы

«Процесс сбора подписей надо воспринимать как часть российской политики соотечественников, — говорится в отчете латвийской спецслужбы. — Из средств, имеющихся в распоряжении общества («Родной язык»), невозможно было профинансировать работу самого общества и организованную им кампанию».

В распоряжении активистов общества, продолжают авторы отчета, были «наличные средства неизвестного происхождения»: «Финансирование, предназначенное для реализации политики соотечественников, не является прозрачным и приходит в Латвию различными путями».

«Кампания финансировалась отчасти пожертвованиями, отчасти личными деньгами членов общества. Все отражено в нашем отчете», отвечает на заключение полицейских экспертов один из лидеров общества «Родной язык» Владимир Линдерман. По его словам, на первые два этапа кампании было потрачено около 34 тыс. долларов.

Линдерман утверждает, что со стороны восточного соседа не было не только финансовой, но и вообще какой бы то ни было поддержки.

«Это вообще полный бред. Я прекрасно понимаю сотрудников ПБ, потому что признать тот факт, что несколько парней, жителей Латвии, затеяли этот процесс, они просто не могут, — сказал Владимир Линдерман Русской службе Би-би-си. — Видимо, это их как-то унижает […] Они искусственно делают геополитическую проблему из реальной внутренней проблемы. Впрочем, к этому прибегают правительства многих постсоветских стран».

В отчете полиции безопасности действительно не упоминаются ни суммы, ни фамилии, ни конкретные пути финансирования латвийских общественных организаций, которые могли бы быть связаны с российскими чиновниками или государственными структурами. Однако, по словам министра обороны Латвии Артиса Пабрикса, отсутствие конкретики — еще не повод не верить спецслужбам.

«Не должно быть сомнений в том, что если такие результаты опубликованы, то есть и аргументы, и факты, на которых они базируются, — заявил Пабрикс Русской службе Би-би-си. — Думаю, связь должна быть, и доверяю нашим службам. Опубликовать такие вещи не так легко. Не обязательно, чтобы службы предоставляли всю информацию газетам».

Популярные статьи сейчас

"Мы больше не можем": в Германии высказались о вторжении России в Украину

Столтенберг: Украина изменила отношение к союзникам из НАТО

Командир ВСУ о ключе к успеху на фронте: сколько ни давай оружия, но все определяют люди

В Польше показали неутешительную статистику с украинцами: мобилизация повлияла

Показать еще

Скрытые лидеры

Несмотря на то, что официальным лидером общества «Родной язык» является Владимир Линдерман, латвийская спецслужба называет его не более чем исполнителем.

Одним из главных действующих лиц Полиция безопасности считает другого общественного деятеля — Александра Гапоненко. Кстати, именно он возглавил новую кампанию, в рамках которой планируется создать «парламент неграждан» и обратиться в европейские организации с просьбой надавить на правительство Латвии в вопросе прав меньшинств.

«Я очень удивился и возгордился, — комментирует Гапоненко выводы ПБ. — Знакомые бизнесмены даже спрашивают, сколько денег я заплатил за то, чтобы про меня написали такой хороший отчет. Вообще, конечно, эти оценки преувеличены».

По словам Гапоненко, он занимался формулированием целей и задач кампании, а также писал лозунги и статьи. «Я профессионально занимаюсь этим всю жизнь, являюсь ученым исследователем, специализируюсь на механизмах управления социальными процессами, знаю, как это делается», — заявил он Русской службе Би-би-си.

Кроме Гапоненко, по мнению латвийских спецслужб, успешный ход сбору подписей обеспечила оппозиционная партия «Центр согласия», получившая больше всего голосов на последних парламентских выборах.

Полиция безопасности отметила, что собрать подписи организаторам референдума удалось в первую очередь благодаря мэру Риги Нилу Ушакову и другим видным представителям «Центра согласия», которые призвали жителей страны подписаться за русский как второй государственный.

Культурная угроза

Хотя в отчете Полиции безопасности языковому референдуму отведена ключевая роль, это далеко не единственное мероприятие, которое местная спецслужба связывает с реализацией внешнеполитических амбиций России в Латвии.

Более глобальные цели восточного соседа ПБ видит в укрепление позиций русского языка и расширении российского культурного пространства.

«ПБ прогнозирует, что в будущем могут быть начаты другие сборы подписей подобного рода. Могут быть воплощены и другие инициативы, нацеленные на укрепление русского языка в повседневной жизни, — говорится в отчете Полиции безопасности. — В Латвии происходит расширение российского культурного пространства при помощи организаций соотечественников и других субъектов».

«На данный момент все более очевидными становятся попытки включить в культурное пространство России не только субъектов политики соотечественников, но и латышей», — отмечают авторы доклада.

Один из лидеров общества «Родной язык» Александр Гапоненко не отрицает, что способствует укреплению позиций русского языка в Латвии, однако ничего плохого в этом не видит.

«То, что говорят, что я или кампания была элементом распространения русского языка и русской культуры, — это бесспорно. Но это не является преступлением, которое должно расследовать ПБ, — говорит Гапоненко. — Что, распространение сведений о Толстом или Пушкине является опасностью и создает риски для латвийской системы безопасности? Я категорически с этим не согласен».

В МИД России также заявляют, что Москва хочет развивать отношения с балтийскими странами в области образования и культуры.

«По нашему мнению, содействие изучению в зарубежных странах русского языка преследует чисто гуманитарные цели, и никоим образом не может рассматриваться в качестве попытки укрепления чьих-то позиций или влияния», — заявил Русской службе Би-би-си замдиректора департамента печати МИД России Александр Болдырев.

Референдум расколол страну

На прошедшем в Латвии в начале 2012 года референдуме большинство высказалось против предоставления русскому языку статуса второго государственного. Поддержали идею 24,8% избирателей.

По мнению Полиции безопасности, активная деятельность упомянутых общественных организаций расколола латвийское общество.

«В результате деятельности общества «Родной язык» и реализованной им кампании усилились разногласия в сферах, важных для существования сплоченного общества — информационной, социальной и политической, — говорится в отчете Полиции безопасности. — Если политика интеграции Латвии направлена на интеграцию нацменьшинств, то реализуемая Российской Федерацией политика соотечественников, наоборот, создает риски для формирования в Латвии сплоченного общества».

По словам министра обороны Латвии Артиса Пабрикса, раскол в латвийском обществе выгоден в первую очередь иностранным спецслужбам. «Спецслужбам других государств интересно, чтобы наш народ не был един. В этом нет ничего нового, политика одних государств против других ведется так тысячи лет. Мы не должны быть наивными», — заявил латвийский министр обороны Русской службе Би-би-си.

Вместе с тем Пабрикс считает, что на пути интеграции в Латвии наблюдается заметный прогресс. «Я, вообще-то, в своей прежней жизни являлся экспертом по интеграции, работал политологом, — сообщил министр. — Политику интеграции можно видеть на протяжении 20 лет, думаю, прогресс у нас уже есть — например, в том, что большинство русскоязычного населения Латвии владеет латышским языком».

Лидер общества «Родной язык» Владимир Линдерман с такой постановкой проблемы не согласен. «Общество было расколото правительственной политикой, которая длилась 20 лет, но факт раскола общества всячески скрывался. Мы своим референдумом открыли правду «, — говорит он.

Так или иначе, Полиция безопасности предвидит дальнейшее усиление российской политики соотечественников на территории Латвии. «Методы реализации политики соотечественников стали более целенаправленными, отчего могут возрасти риски для национальной безопасности», — говорится в отчете.

«Деятельность в государствах Балтии организаций, занимающихся преподаванием русского языка, полностью соответствует законодательству этих стран и международному праву, — заявил bbcrussian.com замдиректора департамента печати МИД России Александр Болдырев. — И направлено это, в первую очередь, на удовлетворение потребностей населения, проявляющего интерес к российской культуре, истории, науке и образованию».

Источник: focus.ua