Назначение Виталия Ковальчука представителем президента в Кабмине вряд ли можно назвать приятной новостью для премьер-министра Владимира Гройсмана.
Об этом пишет РБК-Украина.
Во времена премьерства Арсения Яценюка представителем президента в Кабмине был нынешний глава Минфина Александр Данилюк. Он часто спорил с Яценюком по поводу того, какие вопросы включать в порядок дня заседания правительства. Сотрудники АП говорят, что после одного такого спора и началось пресловутое противостояние Порошенко и Яценюка, которое закончилось увольнением последнего.
«Яценюк мог сказать Данилюку: «вы свободны, дальше на заседании остаются только члены Кабмина». И Данилюк, хоть и возмущался, но уходил. А вот Ковальчука Гройсману придется выводить разве что под конвоем», — делится мнением один из министров на условиях анонимности.
Пока представитель президента Ковальчук не вступает в личные перепалки с премьером. Вместо этого, он в манере чем-то напоминающей Яценюка, задает вопросы выступающим там, где премьер забывает их задать. Он может посреди заседания, поговорив по телефону, подойти с хозяйским видом к Гройсману, и положив ему на стол бумажку, что-то долго объяснять на ухо. Или просто на выходе собрать пару министров и несколько минут поговорить с ними, показывая дружеские отношения с ними.
В АП рассказывают, что за день до первого своего похода в Кабмин, он до глубокой ночи «гонял» бывшую команду Данилюка, чтобы они нормально подготовили повестку дня. А если не справятся – обещал уволить.
Еще во время Майдана Ковальчук запомнился коллегам по оппозиции и Администрации Януковича блокнотом, в котором писал заготовки ответов для Виталия Кличко на все вопросы оппонентов. Но с той же легкостью, с которой нынешний замглавы АП может просчитать ходы других политиков, он и наживает среди них себе врагов.
Впрочем, Ковальчук — не единственная проблема Гройсмана. Между его министрами заложены и зарождаются конфликты, которые могут также пагубно сказаться на результативности работы Кабмина.
В среду, после заседания Кабмина, журналисты окружили министра энергетики Игоря Насалика и пытались выяснить, что будет делать министерство с закупками угля у сепаратистов. Но Насалик заявил, что он в том, что происходит на оккупированной территории не очень разбирается. И посоветовал задавать эти вопросы министру по вопросам оккупированных территорий Вадиму Чернышу.
Этот случай, конечно, скорее попытка избавится от неудобного вопроса, но вряд ли другому министру понравится, если ему такие пассы будут отдавать постоянно.
И таких «мин» в структуре Кабмина достаточно много. Один из них – конфликт министра культуры Евгения Нищука и гуманитарного вице-премьера Вячеслава Кириленко. Как известно, последний очень хотел остаться министром культуры, но по квоте БПП на эту должность был назначен Евгений Нищук. В то же время представитель «Народного фронта» Кириленко вынужден был довольствоваться безпортфельным вице-премьерством. Между прежним и новоназначенным министром возникла такая неприязнь, что в результате дошло до того, что министра культуры переподчинили не профильному вице-премьеру, а вице-премьеру по социальным вопросам Павлу Розенко.
«Представляете этот бред, когда Кабмин готовит мероприятия к 8 мая, гуманитарный вице-премьер проводит совещание, а министра культуры не позвали. И тут звонит Нищук, и спрашивает, а как вы без меня это все проводить вообще собрались?», — рассказывает один из представителей Кабмина РБК-Украина.
По словам собеседника, из-за этого противостояния Кириленко-Нищук невольно возникают дополнительные сложности для Павла Розенко.
Украинцам придется платить за въезд в Евросоюз с 1 января
Новая пенсионная формула: как изменятся выплаты для 10 миллионов украинцев
40 тысяч гривен в месяц и более года на больничном: названы ключевые изменения в социальном страховании
Украинцам придется регистрировать домашних животных: что изменится с нового года
«Он (Розенко – ред.), конечно, относится ко всему этому с пониманием, но все равно это осложняет и работу, и отношения», — говорит один из министров.
Впрочем, сам Розенко любой конфликт на этой почве с Кириленко отрицает.
«Мы с Кириленко знаем друг друга 25 лет. Еще со студенческих времен. Никаких «контр» между нами нет и быть не может. 100%», — говорит Розенко, которому и так достался один из самых сложных блоков.
Во время торгов за состав Кабмина Владимир Гройсман изначально пытался вытеснить из его состава Розенко, чтобы получить Минсоцполитики под своего ставленника Андрея Реву. Под давлением Банковой Розенко передвинули на пост вице-премьера. В связи с этим было много вопросов, смогут ли сработаться Розенко и подотчетный ему министр Рева. Тем более, что изначально их взгляды на социальную политику очень расходились.
Сейчас, по словам собеседников в Кабмине, несмотря на все сложности от конфликта уйти удалось.
«Видимого противостояния с Ревой нет. Скорее, есть определенные трения между Розенко и Данилюком по верификации соцвыплат», — говорит еще один представитель Кабмина.
Правда, на заседании Кабмина в среду, 18 мая, журналисты увидели достаточно жесткий спор министра финансов Данилюка не с Розенко, а со Степаном Кубивым (первым вице-премьером –ред.) и Гройсманом, и касался он особенностей приватизации Одесского припортового завода.
«Данилюк вообще больше времени сидит на Банковой, чем в Кабмине», — обижаются в окружении Гройсмана.
«А если бы в Кабмин зашли Ложкин и Ковальчук, то заседания вообще бы проводили на Банковой, а на Грушевского сидел бы Гройсман и его трио», — шутит один из министров.
В целом же те министры, которые работали в Кабмине при Яценюке, говорят, что конфликты будут и дальше, и чаще всего из-за дублирования полномочий.
«Когда думали в Кабмин завести Ложкина и Ковальчука, то Геннадия Зубко хотели вернуть в АП. В итоге же он оказался вице-премьером по децентрализации, а это любимый конек Гройсмана, и он привык на нем ездить. Очевидно, что такое пересечение поля рано или поздно приведет к открытому или скрытому конфликту. Так же, как и в пересечении сфер деятельности Климкина и Цинцадзе изначально заложен такой конфликт», — говорят источники РБК-Украина в Кабмине.
«Цинцадзе получила должность, в том числе, и как подарок «еврооптимистам» (группа депутатов во фракции БПП во главе с Мустафой Найемом и Сергеем Лещенко – ред.), чтобы они поменьше кричали перед голосованием за Гройсмана. Сейчас премьер через нее будет пытаться выйти на Европу, и это не понравится Банковой», — продолжает собеседник.
Есть еще один нюанс – некоторые министры уже позволяют себе демонстрировать пренебрежение премьеру. В пятницу несколько из них не явились на «час вопросов к правительству» в Раду.
В ложе Кабмина отсутствовали Павел Петренко, Арсен Аваков, Юрий Стець, Игорь Жданов.
«При Яценюке такое можно было сделать только, если ты на больничном или в командировке, подписанной премьером. Тут же некоторые просто отсутствовали по своим делам», — говорит один из министров, работавший в двух Кабминах.
«Стиль общения у Гройсмана и Яценюка совершенно разные. Яценюк более взвешенный и сбалансированный. У него было очень мало импульсивно эмоциональных решений. Гройсман играет в «крепкого хозяйственника». Раздает с лету поручения направо и налево, не слишком анализируя, чем это поручение может закончиться», — говорит один из сотрудников Кабмина.
На Банковой считают, что через месяц цветочно-конфетный период Кабмина Гройсмана закончится и начнутся проблемы.
«Мы думали, что они начнутся к осени, но, похоже, все случится намного раньше», — говорит собеседник РБК-Украина, не уточняя, чего ждать.
В то же время коллеги по НФ уверяют, что они не будут раскачивать лодку Кабмина.
«Мы изначально решили, что не будем работать на деструктив. Наоборот, мы постоим в сторонке и посмотрим, как его начнут грызть и топить свои же», — говорит один из депутатов-фронтовиков на условиях анонимности.