Две недавние новости обращают на себя внимание. Первая касается России: Путин, побывав в строящемся морском порту Усть-Луга под Санкт-Петербургом, включил его в перечень приоритетных инвестиционных проектов, а также отправил первый танкер с нефтью в Роттердам. Вторая новость пришла из Польши: государственный геологический институт сообщает уточненные данные о том, сколько сланцевого газа может содержаться в недрах польской земли — по меньшей мере, 230 млрд кубометров.

«Обе новости — часть общей картины, — продолжает Гнаук. — Россия в спешном порядке построила ответвление от трубопровода «Дружба» протяженностью в 1 тыс. км — чтобы привести нефть к Балтике. Это еще одна попытка обойти страны-транзитеры, которая обошлась в 4 млрд долларов».

Что касается порта в Ленинградской области, это будет крупнейший универсальный морской порт в России. И как бы ни кричали зеленые в бундестаге о грозящей нефтяной катастрофе и соблюдении экологических стандартов, реализацию проекта не остановить, пишет автор. 
«Порт в Усть-Луге — это стратегия. В то время как ЕС ведет разговоры о диверсификации источников энергии, российские партнеры не говорят, а занимаются диверсификацией трубопроводов, — отмечает Гнаук. — Примером служат оба строящихся газопровода: «Северный поток» и «Южный поток».

Москва делает ставку не на экономическую выгоду своих проектов, а на их политическую значимость, говорится в статье. «Страны-транзитеры, часть которых является членами ЕС, другая часть — просто соседями, должны остаться в стороне». На деле транзитный трубопровод — это проект, выгодный всем, подчеркивает автор, однако Путин «следует маниакальному желанию получить независимость от маленьких соседей России, чтобы заполучить все рычаги давления. В случае необходимости он хочет иметь возможность перекрыть газ восточным европейцам, не обижая при этом западных».

Страны Восточной Европы, прежде всего Польша, пытаются покончить с зависимостью от российской энергетической империи, и Польша имеет тут хорошие шансы. Через два года строящийся терминал для сжиженного газа в Штеттине будет покрывать треть потребности страны в газе. Кроме того, Польша покупает и российский газ — только у немецких концернов. А в недалеком будущем страна сама, скорее всего, станет экспортером сланцевого газа, говорится в статье.  В настоящее время появилось много желающих последовать примеру Польши. Среди них, например, Украина, которая задумывается, чем бы заменить российский газ.

«Системе Путина газ необходим как воздух. Экспортные пошлины на энергоносители сегодня составляют около 60% от всех доходов российского государства», — пишет автор статьи, приводя мнение экспертов о том, что в случае сильного падения цены на углеводороды системе Путина грозит крах, передает Inopressa.

Главные экономики Евросоюза, заключает немецкий журналист, должны решить, чьи устремления на Востоке они будут поддерживать. Энергетический империализм Путина достиг точки, в которой его надо начинать сдерживать.