Когда мы плаваем, управляем машиной, завязываем шнурки или идем знакомой дорогой к метро, мы не задумываемся над тем, как это сделать: хорошо освоенную задачу мозг выполняет без нашего сознательного участия и автоматически обрабатывает поступающую информацию. В такие моменты его работу координирует сеть пассивного режима работы мозга (Default Mode Network, DMN).

К такому выводу пришли ученые из Кембриджского университета, статья которых опубликована в журнале PNAS, передает Naked Science.

Сеть нейронов DMN проявляет активность тогда, когда человек бездействует, спокойно отдыхает, а голова его не занята никакой определенной задачей. Функции таких «сетей покоя» остаются плохо понятными. По одним предположениям, DMN может участвовать в работе воспоминаний, создании эмоционального фона и/или построении планов. По другим, она отвечает за самосознание.

Эта гипотеза получила особенно широкое распространение, несмотря на то, что DMN не менее активна и у тех, у кого самосознание вряд ли должно иметься – у лабораторных грызунов и у младенцев. Деятельность DMN у них, возможно, указывает на еще более фундаментальное значение этих сетей, важное не только для человека. Кембриджский нейробиолог Дениз Ватансевер (Deniz Vatansever) и его коллеги предположили, что DMN необходима для выполнения задач, не требующих сложного анализа и решений, тех, что уже многократно опробованы и доведены до автоматизма.

Для проверки этой идеи авторы собрали 28 добровольцев и предложили им простую карточную игру, в которой человек получал четыре карточки и должен был положить пятую на ту из четырех, которая ей соответствует. «Ключ» соответствия не назывался – это мог быть цвет карты или ее форма и т. д. После серии попыток люди легко находили нужный вариант, а ученые наблюдали за активностью их мозга в томографе.

Поначалу паттерны активности были характерны для обучающегося мозга, однако со временем, когда человек окончательно усваивал правила игры и начинал выполнять действия автоматически, не задумываясь, их реакции становились быстрее и точнее, а активность мозга все больше напоминала «простую» DMN. Кстати, это может объяснять, отчего иногда внезапное внимание нашего сознания, направленное на рутинную задачу («А как я это делаю?»), мешает ее выполнению.