Демилитаризация Широкино, судьба которой решается в Минске, несет огромные риски для Украины.
Об этом в комментарии порталу «Главное» рассказал политолог Сергей Толстов.
«Риск демилитаризации огромный и постоянный. Сама ситуация очень специфична. Очевидно, что сепаратисты не заинтересованы ни в прекращении конфликта, ни в замораживании, ни даже в прекращении огня. А президент Украины заинтересован в прекращении активной фазы конфликта. Он понимает, что военная победа невозможна. Его позицию по Широкино понять можно», — говорит Толстов.
По его мнению, украинская сторона согласится на демилитаризацию, чтобы заморозить конфликт и предотвратить его дальнейшую эскалацию.
«Американцы и европейцы тоже заинтересованы в прекращении боевых действий. И они всячески подталкивают к этому Киев. А что касается противоположной стороны, то они явно этого не хотят. Во время Минска-2 Путин вел переговоры, но все на часы посматривал и ждал, когда ему скажут о захвате Дебальцево. Не нужен ему мир в Украине. И понять, какое тут возможно мирно урегулирование, практически невозможно. Сторона, которая хочет переговоров и мира, не ведет обстрелы. А сейчас ежедневно гибнет, минимум, по 5 украинских солдат. И они же не в окопах, а в бункерах сидят. Поскольку стреляют из серьезного оружия», — пояснил политолог.
«Предполагается, что в поселке будет размещен постоянный пункт ОБСЕ. Если будут стрелять в наблюдателей ОБСЕ, это вызовет жесткую реакцию Запада вплоть до усиления санкций. Присутствие международной защиты Украине выгодно. Но миссия не сможет себя защитить — у них нет оружия. Если начнут стрелять, то представители ОБСЕ просто эвакуируются оттуда. Но Киев связан по Широкино требованием союзников. И, главное, что нужно отстоять в переговорах, – это возможность ВСУ вернуться в Широкино в течение суток при возможной атаке противника. То, что переговоры не сопровождаются тишиной, говорит о том, что одна из сторон имитирует переговорную деятельность, либо маскирует свои планы. Но о планах Путина сказать сейчас ничего нельзя. Планы-то имеются, но Кремль даст отмашку, когда посчитает нужным, исходя из своих интересов», — предупредил эксперт.
«На захваченных территориях есть подготовленные группы, есть войска на границе. Отработана схема усиления подразделений. Нужно 2-3 дня, максимум, неделя и Россия обеспечит нужное количество людей и техники для наступления. Пойдет ли на это Москва, сказать не может никто. Все это решается на субъективном уровне. Нам это наступление может быть выгодно только в том случае, если это не приведет к необратимым последствиям. То есть, Запад усилит санкции, и Путин усмирит свой воинственный пыл. Но это маловероятно», — прогнозирует он.