На вторичном рынке недвижимости цены могут упасть на 5% из-за массовых выплат Фондом гарантирования вкладов физлиц депозитов обанкротившихся и ликвидируемых банков и увеличения количества сделок купли-продажи.

Об этом эксперты рассказали в комментариях Вестям.

Все эксперты подчеркивали, что 200 тыс.грн., сумма, которой ограничиваются компенсации на одного вкладчика, не столь значительна для рынка недвижимости, чтобы вызвать резкий обвал цен. «На руки человек в итоге получит меньше девяти тысяч долларов… Скорее всего, это может простимулировать сделки на вторичном рынке — когда люди желают чуть улучшить свои жилищные условия, продавая двушку, к примеру, и покупая трешку», — сказал «Вестям» глава наблюдательного совета Риелторской палаты Украины Виктор Несин. Причем эксперт убежден, что возможное повышение спроса точно не вызовет рост цен. «На одного покупателя сейчас 50 продавцов. Рынок продолжает падать. Наоборот, реальные сделки вызовут снижение среднерыночных цен предложений, до 5%», — уверен Несин.

Есть мнения, что выплаты Фонда гарантирования могут подтолкнуть семью к покупке первичного жилья, даже если еще несколько месяцев назад она не планировалась. «Частыми являются случаи, когда в семье есть два-три крупных депозита. До того, как банк обанкротился, они не планировали направлять эти деньги на приобретение жилья, тем более — в качестве инвестиции. Теперь же, когда люди обожглись на банках — а многие сразу на нескольких — первичный рынок недвижимости выглядит для них куда более привлекательным инструментом сбережения средств. При этом речь идет, как правило, об уже готовых домах или стадии готовности не менее 90%», — считает руководитель отдела продаж ЖК «ParkStone» Дмитрий Шостя. По его оценкам, каждый четвертый покупает квартиру в качестве инвестиции: для дальнейшей сдачи в аренду или перепродажи. Причем за последний год количество таких покупателей выросло в среднем на треть.

Управляющий партнер компании KievStandard Олег Перегинец предполагает, что 200 тыс.грн. могут стать первоначальным взносом в строящийся объект. «Если у покупателей стабильный доход и есть еще сбережения кроме этих самых 200 тыс.грн, то они могут купить квартиру в доме на начальной стадии строительства. Но это будут единичные сделки. Гораздо вероятней, эти средства все же пойдут на отложенные траты, например, технику или вернутся в качестве депозитов в надежные банки», — отметил «Вестям» Перегинец.

Кстати, в то, что значительная часть выплат вкладчикам пойдет на потребительский рынок, верят многие. «8 тысяч долларов — не та сумма, за которую можно сделать серьезное приобретение. Дачный домик без удобств, но с участком земли? Это для больших фанатов сельской жизни», — заметил аналитик SV Development Сергей Костецкий. К тому же он обратил внимание, что «прятать» средства в квадратные метры в качестве инвестиций на падающем рынке экономически не выгодно: «Цены снижаются, значит, никто не гарантирует вам, что вы сможете продать купленное сейчас хотя бы за те же средства через три года. Плюс вам придется заплатить почти 10% налогов (5% за продажу, 1% в пенсионный фонд, 1% в качестве госпошлины, 1,5% военного сбора)».

Наверное, единственное место, где можно найти максимально уцененную недвижимость — это банковские распродажи залогов. «Надо понимать, что рынок залоговых квартир никак не влияет на ценообразование в целом на рынке вторичного жилья. Но, да, банки могут предлагать неплохой дисконт — до 30%, хотя редко это делают. Один из механизмов для реализации проблемной недвижимости — так называемый голландский аукцион, когда цена снижается, пока лот не найдет своего покупателя… Но люди «для себя» такое жилье с плохой историей стараются не покупать, они опасаются, представьте, даже проклятий со стороны прежних владельцев. И такие квартиры как раз идут в разряде инвестиционных, под сдачу в аренду», — пояснил «Вестям» президент Международной федерации недвижимости ФИАБСИ-Украина Александр Бондаренко.

Еще одно место, где можно попытать удачу и поискать недвижимость по хорошей цене — аукционы Фонда гарантирования вкладов, который распродает ипотечные залоги, которые принадлежат банкам, попавшим в ряды неплатежеспособных. «Наша задача — продавать быстро и дорого. Сильно проседать по цене не можем, поскольку за нами стоят выплаты пострадавшим вкладчикам, максимум, на который можем опускать стоимость — это до 10%. Но лишь в безвыходных ситуациях, когда на залоги минимальный спрос», — отметил в беседе с «Вестями» заместитель директора-распорядителя Фонда гарантирования вкладов физлиц Андрей Оленчик.

В тоже время эксперты отмечают, что даже при покупке залогового имущества, 200 тыс. грн. компенсации пригодятся лишь в качестве «добавки» к основным сбережениям либо на ремонт приобретаемого жилья. «Есть четкая цепочка: бытовая техника/автомобили/квартиры. Подъем общего потребительского настроения вначале дает толчок продажам техники, потом более дорогих автомобилей, а уж потом жилья. Вот как только в течение полугода будете видеть рост продаж автомобилей, тогда можно ждать и повышения интереса к таким стратегическим покупкам, как жилье», — говорит Бондаренко.