На встречу с президентом Владимиром Путиным в России в этом месяце король Саудовской Аравии Салман приехал не налегке.

Когда 81-летний монарх спускался с королевского самолета на золотом эскалаторе, полторы тысячи слуг разгружали 459 тонн багажа, в котором были ковры, мебель, еда и несколько лимузинов Mercedez Benz.

Первый в истории визит в Россию короля Саудовской Аравии, который выкупил полностью все номера в двух люксовых отелях в Москве, был декларацией о намерениях. Это был символ смены времен для глобального рынка нефти.

Об этом пишет The Times, напоминая, что каждый пятый баррель в мире приходится на российскую и саудитськую добычу. Издание напоминает, что 11 месяцев назад Москва и Эр-Рияд вместе с другими странами ОПЕК договорились о сокращении ежедневной добычи на 1,8 миллиона баррелей, чтобы уменьшить перенасыщение нефтяного рынка и поднять цены на нефть до более высокого показателя за последние несколько лет.

Визит короля Саудовской Аравии в Москву прошел «с помпой». Но в нем было много важных эпизодов. Кроме радостного пожатья рук, марша почетного караула и банкетов в Кремле, стороны подписали соглашения в сфере нефти и обороны, которые могут стать началом новой эры сотрудничества.

Все выглядит как победа для российской дипломатии, которая стремится укрепить влияние своей страны на Ближнем Востоке. Но будет ли российско-саудитская дружба длиться долго?

Очевидно, что потепление в отношениях очень смазано нефтью. Взаимные подозрения, особенно из-за связи России с Ираном, уступили место совместному желанию сбалансировать бюджет во времена низких цен на нефть. Нефть генерирует более половины налоговых поступлений в России и 92% доходов Саудовской Аравии. Россия, кажется, впервые придерживается своего слова, более-менее выполняя договоренности о сокращении добычи. С тех пор, как ОПЕК была создана в 1960 году, российские отношения с организацией всегда были натянуты. Москва время от времени договаривалась о сотрудничестве с группой, соглашаясь сократить добычу нефти, но никогда не придерживалась своего слова. Это создало скепсис относительно ее намерений. Но на этот раз, кажется, все иначе. Россия действительно сократила дневную добычу на 300 тысяч баррелей, чтобы изменить баланс на рынке. Она также демонстрирует готовность продлить действие договоренностей после марта 2018 года.

Одной из причин такого поведения России, кроме желания повысить цены на нефть, издание называет желание получить дополнительные выгоды от нефтяной дипломатии. Более тесные связи со странами ОПЕК добавят ближневосточной политике Москвы большей силы, особенно учитывая ее глубокую волеченность в войне в Сирии. Продажа оружия стала другой картой, о которой Россия говорит с Саудовской Аравией. В частности, она собирается продать системы С-400, ракеты и другие образцы вооружения.

Реальные испытания для отношений, вероятно, начнутся после листинга саудитской нефтяной компании Aramco, который состоится в 2018 или 2019 году. К тому времени нефтяной рынок может стабилизироваться на более высоком уровне цен, чем сейчас. А значит исчезнет главный фактор, который подталкивал страны к совместным действиям. Более того, если IPO будет успешным, желание Саудовской Аравии добиваться повышения цен для максимализации стоимости перед листингом исчезнет. А это означает, что старые причины для вражды могут восстановиться. В частности, Россия и Саудовская Аравия вновь начнут воевать за долю на нефтяном рынке Азии.

Сейчас страны ведут себя так, будто нынешние намерения будут иметь значение еще много лет. Но время покажет, действительно ли это так.

Источник: ZN.ua