К политикам на Всемирном экономическом форуме в Давосе всегда относятся, как к рок-звездам. Но льстивый прием лидера Китая Си Цзиньпина в этом году все равно был чрезвычайным. Он стал первым китайским лидером, который посетил ежегодное собрание мировых политических и бизнес-элит.
Зал был переполнен, когда он произносил свою речь, в которой почти ничего нового не было, пишет The Economist, передает ZN.UA. Но присутствующие все равно аплодировали ему. В Давосе во времена глобальной неопределенности и напряжения для капиталистов сильнейший коммунист мира выступал в роли лидера глобализации и открытых рынков.
Си Цзиньпин не вспоминал Дональда Трампа или Америку, но его заявления были четкими. «Никто не может победить в торговых войнах», — сказал он на фоне заявлений американского президента, который пообещал повысить пошлину на китайские товары. Китайский лидер сравнил протекционизм с «замыканием кого-то в темной комнате». Эту его фразу делегаты в Давосе повторяли с удовольствием.
Слова Си Цзиньпина, похоже, успокаивали очень многих из них после года политических сюпризов, в частности в Америке и Британии. Китайский лидер пообещал, что его страна останется открытым рынком и поклонницей глобализации. Появление Си Цзиньпина в Давосе перед самой инаугурацией Дональда Трампа было очень удачным. Хотя сообщалось, что его визит согласовывался до референдума в Британии по Brexit и выборов в США, ему, похоже, понравилась возможность получить максимальную выгоду от поездки на Всемирный экономический форум.
Китайский лидер и сам на грани начала политической борьбы, поскольку следующей осенью состоится собрание конгресса Коммунистической партии КНР. Он хочет поставить своих союзников на ключевые должности. Появление в роли всемирного лидера на форуме в Давосе может помочь Си Цзиньпину в этом.
По мнению издания, он бы все равно приехал в Давос, даже если бы все прогнозы сбылись и Трамп проиграл выборы, а британцы проголосовали за сохранение членства в ЕС. Форум стал местом, где очень редко открыто озвучивают жесткие вопросы о китайской политике. Си Цзиньпин мог говорить об открытости Китая и не бояться, что его спросят о преследовании диссидентов и усилении контроля в интернете. Чуть ли не перед самым его визитом в Швейцарию один из важных судей Китая назвал независимость системы юстиции «ложным западным идеалом».
Ранее ни один китайский лидер не приезжал на форум в Давос. Делегации ограничивались чиновниками из правительства. Почему же Си Цзиньпин ждал конца его пятого года во главе КНР, чтобы посетить событие? Он мог приехать и в прошлом году, когда в многих дискуссиях доминировали вопросы о том, как Китай справится с замедлением экономического роста после обвала фондовых бирж в начале 2016-го, а также после девальвации юаня. Многие аналитики до сих пор беспокоятся из-за китайской экономики, но дух проблем Запада навис над нынешним форумом в Давосе.
Издание отмечает, что несмотря на все высокие слова, Си Цзиньпин не подал никакого знака, что он хочет взять на себя роль того, кто будет решать глобальные проблемы, когда Трамп отречется от нее. «Си слишком занят делами дома и в акватории неподалеку от китайского побережья. «Ничто не идеально в мире», — сказал новичок делегатам в Давосе. Но он сам вряд ли станет лидером в том, чтобы сделать мир лучше», — говорится в статье.