Саудовский богослов Мухаммед бен Абдельрахман аль Арифи, профессор Университета короля Сауда в Эр-Рияде, резко раскритиковал прошедшую в конце августа этого года в Грозном Всемирную исламскую конференцию «Кто такие последователи суннизма», посвященную памяти первого законно избранного президента Чечни Ахмата Кадырова — борца против ваххабитской идеологии.
Как сообщает сайт катарского информационного агентства Al Jazeera, Арифи в своем твиттере осудил итоги конференции в Грозном, осудившей идеологию ваххабитов, «Братьев- мусульман», «Хизб ут Тахрир» и ДАИШ (признаны в России террористическими организациями — EADaily), пишет politklubok.
По сообщению Al Jazeera, саудовский богослов объявил главу Чечни Рамзана Кадырова «кяфиром» (неверным, немусульманином), а кровь Кадырова «дозволенной». То есть, Арифи сообщал своим последователям — салафитам, что у них есть право убить Кадырова (разрешил всем мусульманам пролить его кровь), поскольку он является «врагом ислама».
EADaily напоминает, что на богословской конференции в Грозном, собравшей почти всех мусульманских лидеров России и суннитских богословов из многих стран мира, была принята фетва, определяющая, какие направления суннитского ислама истинны, а какие ложные (так называемая «Грозненская фетва»). Согласно «Грозненской фетве», последователями суннитского ислама являются все мусульмане, исповедующие четыре традиционных мазхаба(богословско-правовые традиции ислама — EADaily): ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский. «В основе ихсана (традиции поклонения — EADaily) суннитами являются те, кто следует по пути нравственного самосовершенствования, указанного великими учителями, прежде всего, имамами суфиев Абу аль-Касимом Аль-Джунайди бин Мухаммад аль-Багдади, Абдуль-Кадиром аль-Джиляни, Мухаммадом Хаваджи Бахауддином ан-Накшбанди и подобными им праведными наставниками, — говорится в „Грозненской фетве“. — Наш путь в религии — это путь, унаследованный от сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) от поколения к поколению, пока этот путь не дошел до нас, и до сих пор по этому пути идёт основная часть исламского мира. Руководство к следованию по этому пути преподают в Аль-Азхаре в Египте, в Аль-Карауин в Марокко и в Аз-Зайтуна в Тунисе, а также в подобных им учебных заведениях Сирии, Ирака, Северного Кавказа, Средней Азии и других стран. Тот, кто уклонился от этого правильного, истинного пути, тот уклонился от пути Ахль ас-Сунна ва аль-Джама’а и присоединился к новшеству и заблуждению».
«Грозненская фетва» определила направления, которые называют себя суннитскими, но не соответствуют исламским канонам и поэтому являются ложными и запретными для последователей религии ислам. «Эти секты разделяют мусульман, разжигают среди них ненависть и смуту, порождают экстремизм и терроризм, проливают кровь праведных ученых», — говорится в фетве. Кроме вышеупомянутых ДАИШ, «Братьев-мусульман» и «Хизб ут Тахрир», к числу псевдоисламских сект были отнесены салафиты (ваххабиты). «Ваххабиты — последователи Мухаммада бин Абдуль Ваххаба ан-Наджди, относительно которого установлено, что он обвинял мусульман в неверии, считал их отрекшимися от религии (муртаддами) до такой степени, что разрешал убивать их, — гласит определение «Грозненской фетвы». — Эта секта имеет множество других распространенных названий. Их называют «ат-таймийя» из-за того, что они следуют многим ошибочным высказываниям в религии Ахмада бин Абдульхалима бин Таймийи (основоположник салафизма, жил в XIII веке, считается духовным учителем Мухаммеда Абдулваххаба — EADaily). Их называют «салафитами» из-за того, что они ложно относят себя к праведным предшественникам («салафам»). Их также называют «аль-мадхалийя» из-за того, что они следуют такфирийским (обвиняющих мусульман в неверии) высказываниям своего предводителя раби’а бин хади аль-мадхали. Их также называют «аль ля мазхабийя» («безмазхабниками»), потому что они отвергают следование праведным мазхабам и следуют тому, что диктует им их ограниченный ум и ложное понимание. Они распространяют свои заблудшие идеи, ложно относя их к имаму Ахмаду бин Ханбалу (мусульманский богослов из Багдада, основоположник ханбалитского мазхаба ислама — EADaily). В тексте фетвы прозвучало предложение «возвратиться к школам великого знания» — «Аль-Азхару» в Египте, «Аль-Карауину» в Марокко, «Зейтуне» в Тунисе. Тем самым участники конференции низлагали авторитет салафитских вузов из Саудовской Аравии и Катара.
Несмотря на то, что «Грозненскую фетву» определили как обязательную к исполнению только на территории Российской Федерации, она вызвала негодование у ряда представителей политических, богословских и журналистских кругов стран Персидского залива. В частности, саудовский писатель и журналистМухаммад Аль-Шейх написал в своем Twitter, что конференция в Грозном «проходила под наблюдением разведок России и Ирана», и единственной ее целью было «исключение Саудовской Аравии из списка стран «последователей Сунны». Богословские круги Саудовской Аравии и Катара резко отозвались о ректоре «Аль-Азхара» Ахмеде Тайибе, который поддержал «Грозненскую фетву» и назвал ваххабизм псевдоисламским экстремистским течением. Саудовские СМИ обвиняли Тайиба в том, что он «долгое время питался мудростью саудовских улемов», а теперь «вступил в союз с Путиным, который хочет исключить Саудовскую Аравию из мусульманского мира». Как сообщает ливанская газета «Аль-Манар», в салафитских кругах Катара и Саудовской Аравии конференция в Грозном был названа «печальным событием», а главу Чечни Рамзана Кадырова назвали «сумасшедшим суфием». Имам мечети короля Халеда в Эр-Рияде во время пятничной проповеди заявил, что на конференции в Грозном было решено «сжечь настоящих мусульман на костре».
Мухаммед бен Абдельрахман аль Арифи известен своими призывами к мусульманам присоединяться к «освободительному джихаду» против законных властей Сирии. 14 июня 2013 года, выступая с пятничной проповедью в одной из мечетей Каира, саудовский богослов сказал: «Я призываю героический народ Египта поддержать Сирию. Моджахеды, сплотитесь перед лицом врага, тирана Асада. Я клянусь вам, что скоро будет исламский халифат, и я его уже вижу своими глазами». В своих видеообращениях к российским мусульманам Арифи часто обвиняет российские власти в «преследовании мусульман», а Рамзана Кадырова называет «тираном».