Российский историк и политический эксперт Валерий Соловей заявил о том, что Кремль еще в апреле 2014 года мог дойти до Одессы и Киева.
Об этом он сказал в интервью «Апострофу».
При этом Соловей отметил, что конкретных целей у России два года назад не было.
«Я считаю, что конкретных целей не было изначально. В этом главная беда московской политики: они не всегда понимают, чего добиваются. Потому что в апреле 2014 года, как вы понимаете, у России был шанс танковым броском дойти до Одессы в течение нескольких суток. Если потребовалось бы, можно было бы и до Киева. Голоса такие раздавались. Причем эта точка зрения поддерживалась настолько рациональными людьми, что вы бы удивились. Они предлагали ввести вооруженные силы на территорию Украины и в предместье Киева подписать мирный договор. Соглашение о том, что Украина — федеративное государство, а Россия гарантирует его целостность и неприкосновенность. Таким образом, Киев должен был подписать договор о вечной дружбе и стратегическом партнерстве с РФ. Такие голоса были. Поэтому если бы Россия хотела бы решительно повлиять на Украину, то это было бы сделано в апреле-мае 2014 года. Вместо этого выбрали какой-то межеумочный путь — самый кровавый, самый неэффективный и самый бездарный. По-моему, события последних двух лет указывают на то, что никаких стратегических целей и четкой задачи, за исключением Крыма, не было», — считает Соловей.
Политолог отметил, что с событиями на Майдане Кремль получил уникальную возможность вернуть Крым обратно в состав Российской Федерации. Однако было непонятно, что же делать с Донбассом.
«…с Донбассом было совершенно непонятно что делать и как. Пробивать сухопутный коридор в Крым или не надо, нужно ли ждать, что Украина сама рухнет или нет… В общем, поле возможностей было такое широкое, что не выбрали ни одну. Но ждать было нельзя. Нужно были либо что-то сделать уже в апреле 2014 года или не делать ничего. Я могу сказать, что в Москве отдавали отчет. Я имел несколько бесед в том году, когда мне говорили, что Донбасс сам по себе не поднимется. И для того, чтобы там что-то произошло, эти процессы нужно было инициировать. То есть Донбасс был не очень лоялен по отношению к Киеву и новой украинской власти, но сам по себе он бы не поднялся никогда. Гадать можно сколько угодно, но, ссылаясь на все случившиеся события, я могу предположить, что стратегической цели в отношении Донбасса у РФ не было», — сказал Соловей.