Специалисты разведывательно-аналитической компании Stratfor прогнозируют массовые народные протесты в России.

Данные отчета компании Stratfor оказались в распоряжении «Апострофа«.

В частной разведке США отмечают, что российская экономика находится на этапе резкого снижения, и финансовая нагрузка, ложащаяся на Кремль, начинает распространяться на регионы страны и отдельных граждан. Многие из областей и республик РФ уже находятся на грани дефолта. Наряду с тем, что на региональном уровне давление продолжает нарастать, муниципальные органы власти и граждане становятся все более ограничены в средствах.

При этом Кремль не надеется на восстановление экономики в ближайшем будущем и уже предпринимает шаги, чтобы предотвратить любую угрозу массовых протестов, в том числе, в регионах. Одновременно с тем, что в течение нескольких последних лет внимание властей РФ сосредотачивается на внутренних вопросах, их способность усилить позиции страны за рубежом снижается.

В Stratfor заметили, что российские моногорода начинают чувствовать груз тяжелого финансового бремени, который надвигается на регионы. В 319 таких городах проживают около 14 миллионов россиян (примерно 10% всего населения страны). Моногорода — это пережиток советского периода, тех времен, когда они существовали на базе одной отрасли или завода, где работала большая часть их населения. На том же основании поддерживалась экономика и предоставлялись социальные услуги.

Большинство российских моногородов существуют за счет металлургии, производства древесины или топлива, которые составляют 30% промышленного производства страны, говорится в документе. Их изначальная проблема заключается в том, что такие населенные пункты формируют негибкую экономику. Кроме того, рабочая сила моногородов подготовлена для занятости лишь в одной отрасли, что затрудняет для наемных работников возможность переезда в другие места с целью получения лучшей работы или в поисках более высокой зарплаты.

Чтобы продержаться на плаву, большинству из таких городов нужны субсидии от российского правительства или олигархов, поясняется в документе. Так, в ходе недавнего визита в моногород Усолье-Сибирское премьер-министр РФ Дмитрий Медведев отметил, что всего 79 из 319 моногородов страны — экономически стабильны, добавив, что федеральное правительство не сможет спасти остальные 240, говорят в Stratfor. По словам министра экономического развития России Алексея Улюкаева, 94 монопрофильных города — «в красной зоне», то есть — на грани экономического краха или банкротства. Хотя Кремль и создал фонд в объеме $525 млн для таких населенных пунктов, Улюкаев подчеркнул — этой суммы хватит лишь на то, чтобы помочь примерно 20 городам в течение года.

Когда в 2009 году, во время прошлого экономического спада, моногорода начали приходить в упадок, рабочие, которые не имели альтернативных вариантов трудоустройства, видели, что их зарплаты постепенно снижаются. В Stratfor напоминают — протесты вспыхивали повсеместно, что заставило тогдашнего премьера Владимира Путина отправиться в эти города и начать там пропагандистскую кампанию. Так, в Пикалево (Ленинградской области, где происходили массовые протесты, — «Апостроф») Путин приказал олигарху Олегу Дерипаске, который владеет градообразующей компанией «Базовый элемент» (заводами, производящими цемент, — «Апостроф»), выплатить $1,3 млн собственных средств, чтобы успокоить митингующих в городе. Сейчас же олигархи уже не способны обеспечить такой приток наличности и в меньшей степени могут восполнить нехватку финансов в Кремле, чтобы помочь в подобной ситуации.

В документе частной разведки США отмечается, что региональные и муниципальные органы власти РФ, уже находясь под большим финансовым давлением, не смогли предотвратить последствий экономического кризиса для россиян. Инфляция достигла 13-летнего максимума — 16,9% в первом полугодии 2015 года, заработные платы снизились на 14% по сравнению с предыдущим годом, и это самый быстрый спад с момента обвала курса рубля в 1998 году. По данным государственной службы статистики страны, количество россиян, пребывающих за пределами национальной черты бедности, возросло на 14% в первой половине 2015 года. Во время финансового кризиса 2008 года Кремль поднял минимальную заработную плату и повысил социальные выплаты, чтобы избежать стремительного роста уровня бедности; сейчас же не предпринимает никаких мер, предпочитая сохранять наличные деньги для нужд федерального правительства.

Согласно данным Высшей школы экономики, россияне в настоящее время тратят свои сбережения в иностранной валюте, чтобы хоть как-то продержаться на плаву. Тем не менее, в ВШЭ считают, что большая часть этих сбережений иссякнет еще до конца года, что существенно ограничит доступ граждан РФ к средствам, вследствие чего в 2016 году еще больше россиян окажется за чертой бедности.

В Stratfor обращают внимание: Кремль сейчас все больше беспокоит то, что финансовое давление на региональные и муниципальные органы власти, а также на жителей страны, может привести к сопротивлению и массовым протестам против центрального правительства. Популярность мало беспокоит Кремль, поскольку рейтинг поддержки Владимира Путина — самый высокий за последние годы. Тем не менее, его популярность базируется больше на русском национализме на фоне напряженного противостояния России с Западом (и войны против Украины, — «Апостроф»). Ввиду того, что экономическое давление продолжает расти, в конечном итоге Кремль увидит, что его популярность начинает ослабевать, уверены американские аналитики.

Защищаясь от угрозы общественных беспорядков, Кремль предпринимает шаги с тем, чтобы убедиться — в ближайшие годы он сохранит контроль над страной. Власти выделили $5,2 млрд в виде федеральных субсидируемых кредитов под 0,1% годовых региональным и муниципальным органам управления. «Несмотря на то, что кредиты немного улучшат ситуацию, это только малая доля средств, необходимая регионам, чтобы остаться на плаву. Следовательно, регионы по-прежнему продолжают брать более рискованные коммерческие кредиты для удовлетворения своих потребностей. Специалисты в российском вопросе предполагают, что Кремль, в конечном итоге, придет к соглашению с государственными Сбербанком и ВТБ — главными кредиторами регионов. Тем не менее, после встречи с Путиным, состоявшейся 3 июля, глава Сбербанка Герман Греф заявил, что финансовое положение учреждения в течение оставшейся части 2015 года будет «сложным» и никоим образом не намекнул на то, что Сбербанк будет помогать регионам», — говорится в документе.

По данным экспертов, наряду со стремлением найти возможность предоставления финансовой помощи регионам, Кремль делает серьезный упор на подготовку ответной реакции в сфере политики и безопасности: «За прошедший месяц Госдума приняла ряд законов, расширяющих возможности региональных правительств с целью обеспечения контроля над протестами. Они включают прямой контакт между органами охраны правопорядка и руководителями протестных движений. Кроме того, Дума расширила полномочия полиции, в том числе — предоставила ей больше прав в части применения оружия против мирных жителей».

Популярные статьи сейчас

Украинцы каждый день демонстрируют свой несокрушимый дух - Трюдо

Штраф 3400 гривен: какие водители рискуют остаться без прав уже через 10 дней

Обновлены социальные нормы потребления газа: что теперь должны знать потребители

В Украине могут запретить "нежелательные" звонки на мобильный: о чем речь

Показать еще

При этом региональные органы правопорядка уже расправляются с лидерами оппозиции и организациями в преддверии сентябрьских региональных и муниципальных выборов. В течение последних недель были задержаны лидеры российской оппозиции в Новосибирске, Костроме, Калуге и Магадане, хотя до выборов еще больше месяца. Кроме того, в ряде регионов некоторое оппозиционные партии отстранили от участия в избирательной гонке. В течение нескольких месяцев перед выборами Путин поддерживает контакт с руководителями «Справедливой России» и ЛДПР (Сергеем Мироновым и Владимиром Жириновским, — «Апостроф») — двух российских крупных официальных оппозиционных партий.

Исходя из этого, представители частной разведки США делают вывод: Кремль начал подготовку стратегии борьбы против потенциального политического инакомыслия, рассчитанную и на отдаленное будущее.

«В июне федеральное правительство перенесло российские выборы 2016 года в органы законодательной и региональной власти с декабря на сентябрь; назначив выборы на дату, более близкую к летним каникулам. Кремль надеется предотвратить протесты и политические кампании, организованные оппозицией. Этот шаг породил в российских и западных СМИ мысль о том, что в Кремле ожидают усугубления экономического кризиса в следующем году. И хотя вполне возможно, что в России будет наблюдаться некоторый экономический рост в 2016 году, Кремль не сможет стабилизировать регионы или защитить себя от общественных настроений (протестов, — «Апостроф»), если цены на нефть не вырастут или если не вмешается федеральное правительство.

При федеральном вмешательстве от Кремля потребуется слить большую часть его резервов в объеме порядка $541 млрд, которые сейчас рассредоточены между валютными резервами, Фондом национального благосостояния и Национальным резервным фондом. До сих пор Кремль всеми силами стремился избегать того, чтобы запускать руку в этот карман в преддверии более сложных для экономики времен. Но эти непростые времена — уже не за горами, и Кремлю все же придется направить средства для защиты регионов, городов и людей от дальнейших трудностей. В то же время, в вопросах поддержания стабильности в краткосрочной перспективе Кремль будет продолжать рассчитывать на свою популярность и на цепкий контроль над инакомыслием», — отмечается в документе.

«В течение следующих нескольких лет Кремль будет направлять все больше своих усилий на поддержание стабильности в стране. В итоге это может означать, что России придется ограничить свою деятельность на международной арене, поскольку решение внутренних проблем поглотит большую часть внимания. Между тем, Соединенные Штаты и другие страны Запада, возможно, будут стремиться использовать недовольство россиян, как это случилось в 2011 и 2012 годах (во время массовых протестов против властей РФ, — «Апостроф»). Виду того, что в Кремле четко осознают, что это может на самом деле случиться, там, скорее всего, продолжат разрывать связи США с Россией», — резюмировали аналитики Stratfor.