Запасов газа в российской Арктике хватит на снабжение Европы в течение 75 лет, их общая стоимость — почти 17 триллионов долларов. «Эти месторождения будут задействованы, чтобы оплатить выполнение предвыборных обещаний», — полагает Шустер. По оценкам «Сбербанка», на обещанное финансирование соцсферы понадобится более 170 млрд долларов. На перевооружение армии — 777 млрд долларов за 10 лет. По данным автора, первые выплаты, начатые в текущем году, впервые за 10 лет создали в России дефицит бюджета.
22 марта Путин опросил министров, где изыскать средства, но не получил убедительных ответов, говорится в статье. 23 марта Путин провел совещание с российскими нефте- и газопромышленниками и распорядился форсировать бурение скважин, особенно на Ямале.
Именно поэтому Кривенко отправился с инспекцией, утверждает журналист. Железнодорожники обеспечивают доставку оборудования для газопроводов «Газпрома», в том числе расчищают пути снегоочистителем. «Работа тут кипит. Мы добываем без устали, чтобы Москва могла тратить деньги», — заметил один из железнодорожников, Сергей Бусловский. Автор расслышал в его словах «нотки горечи, обычные для северян». «В российской централизованной экономике регионы типа Ямала, богатые сырьем, не получают серьезного права голоса, и почти все доходы от их нефтяных и газовых месторождений текут в Москву», — говорится в статье.
Правда, немалая доля доходов реинвестируется на Севере. Салехард — «сверкающий памятник российского покорения Арктики», пишет автор. Средняя зарплата на Ямале — 70 тыс. рублей в месяц. Неудивительно, что на выборах Путин набрал тут больше, чем в среднем по стране, — 85%.
Но все же Путин рискует, делая ставку на богатства сырьевых регионов, полагает Шустер. Россия не властна над мировыми ценами на нефть и газ, и их падение обрушит столпы российской экономики. Кредитное агентство Fitch предостерегло, что может понизить рейтинг России, если Путин не откажется от некоторых предвыборных обещаний или не найдет надежные источники финансирования. Проекты типа ямальского — не выход, полагает директор Fitch Чарльз Севилл.
На выполнение обещаний Путина без бюджетного дефицита потребуется, чтобы нефть стоила 140-150 долларов за баррель, подсчитала экономист Наталья Новикова (Citibank, Москва). Но такой рост цен маловероятен, если только не начнется война в Персидском заливе.
Со своей стороны, советник президента РФ по экономике Аркадий Дворкович в интервью журналу заметил, что Путин не описал четких механизмов и правил «для осуществления некоторых инициатив, так что есть определенная гибкость: можем потратить больше или меньше». «Но, если Путин потратит меньше, чем обещал, для него вырастет политический риск, особенно среди избирателей, которым он сулил повышение зарплат и пособий», — замечает журналист. По его мнению, недовольство Путиным ощутимо даже на Ямале.
источник: Inopressa