Болгария, которая председательствует в ЕС, хочет возродить проект «Южный поток», который в 2014 году она же и заблокировала. На повестке дня также построение российским подрядчиком атомной электростанции на болгарской территории. Германия стремится построить «Северный поток-2», в чем ее поддержала Еврокомиссия, которая объявила о договоренности с «Газпромом». Хотя еще в 2012 году европейское ведомство начало производство против российского энергетического гиганта за монополию. Итальянский союз «Лиги» и «Движения пяти звезд» вписал в коалиционное соглашение снятие санкций против России. Правда, обе популистские партии не смогли взять власть в свои руки из-за сопротивления президента Италии. Но после новых внеочередных выборах популисты могут оказаться еще сильнее, а российский вопрос не исчезнет с повестки дня.
Франция видит во Владимире Путине союзника в споре с США из-за санкции против Ирана, так же как и канцлер Германии Ангела Меркель, но сдержаннее. Наконец, лидеры обеих европейских стран в последнее время встречались с Путиным. Лед еще не удалось растопить, но точно можно сказать, что от так называемой международной изоляции российского президента не осталось и следа.
Масла в огонь подливает спор между Евросоюзом и США. В воздухе зависли новые пошлины на европейскую сталь и алюминий, которые, безусловно, не останутся без ответа со стороны Европы. Может быть еще хуже, если США ударят санкциями по европейским компаниям, торгующим с Ираном или участвующим в построении «Северного потока-2». А такие обещания озвучил президент Дональд Трамп и несколько высокопоставленных политиков американской администрации. В такой ситуации классический для международной политики подход балансирования подталкивает страны ЕС к поискам в России если не союзника, то хотя бы партнера.
Через месяц Евросоюз должен решить, будет ли продолжать действие санкций против России, наложенные за аннексию Крыма. Безусловно, на этот раз действие давления будет продолжено. Но через полгода, когда европейские лидеры вновь вернутся к этому вопросу, могут появиться сомнения.
В этом хоре певцов нормализации отношений почти без внимания остался отчет международной комиссии по расследованию уничтожения малайзийского авиалайнера над Украиной, который доказывает, что не «сепаратисты», а регулярная российская армия ответственна за это убийство. Если смерть более чем полторы сотни жителей ЕС, убитых Россией, не сдерживает настроений по нормализации отношений с Москвой, то трудно себе представить, чтобы этого смогли добиться предостережения со стороны Польши и стран Балтии.
«Мы все больше одиноки. Но это не повод идти путем Франции, Германии, Болгарии или Венгрии и начать искать примирения с Путиным. От того никакой выгоды. Газ и нефть Россия и так будет нам продавать, потому что на этом она хорошо зарабатывает. А российский рынок не так важен для польского экспорта. Однако, мы можем из-за этого много потерять», — пишет польское издание.
Если бы отношения с Россией нормализовались, Варшаве стало бы труднее убедить польское общество в необходимости увеличивать расходы на оборону. Исчезнет также причина для базирования на польской территории батальйона НАТО и военной бригады США. Исчезнет повод для интенсификации координации между войсками альянса и проведения совместных учений на полигонах. Не будет причин, которые бы заставляли страны ЕС увеличивать оборонные бюджеты до уставных 2% от ВВП. Европа в таком случае сконцентрировалась бы на южном фланге и в борьбе с терроризмом. А Польше стало бы труднее мобилизовать Запад для поддержки независимости Украины.
А президент Словакии обвинил ЕС в игнорировании вмешательство России. При этом, он назвал «Северный поток-2» примером недальновидных, эгоистичных интересов, цена которых безопасность Восточной Европы.