В этом месяце, 270-й патриарх Константинополя – главный между всеми «равными» – полетит на остров Крит, чтобы впервые за 1300 лет созвать собрание православных епископов со всего мира.

Он надеялся на более спокойную атмосферу. Намерения духовных лидеров 14 православных церквей были в том, чтобы послать сигнал поощрения и заботы всему миру. И не только о теологических проблемах, а и о вполне земных проблемах, таких как загрязнение окружающей среды и неравенство в обществе. Но перед открытием Святого и Великого совета, консенсус, который патриарх Варфоломей так долго строил, начал распадаться, пишет The Economist, передает ZN.UA

По разным причинам патриархи Болгарии, Грузии и Антиохии отказались принимать участие во встрече. Духовный лидер Антиохии в напряженных отношениях с патриархом Иерусалимским из-за спора относительно того, кто из них должен опековаться горсткой верующих в Катаре. Патриарх также заявил, что не приедет на Крит до тех пор, пока трое духовных лидеров не решат все же присоединиться к встрече. Также российский священнослужитель хотел пересмотреть порядок дня Совета. Хозяева встречи были «шокированы». В либеральных церковных кругах, которые поддерживают усилия патриарха Варфоломея в построении мостов, были опасения, что Москва займет позицию отрицания и отторжения. Вне теологических тонкостей, у Москвы есть геополитические причины отказаться от предложения Константинополя.

Много украинцев хотят, чтобы патриарх Варфоломей благословил существование независимой украинской православной церкви. Москва, которая претендует на украинских верующих, против этого. Поэтому организаторы встречи православных духовных лидеров предполагали, что патриарх Московский может появиться на Крите, но участвовать в заседании Совета не захочет.

Когда выстраданное заседание началось, митрополит Каллистос Варе, который также преподает в Оксфордском университете, сказал, что он надеется избежать втягивания во внутренние скандалы православного мира и призвал «говорить пророческим голосом ко всему человечеству». Он предположил, что встреча на Крите не будет единственной на тысячелетия, и православные духовные лидеры с этого момента будут проводить заседания регулярно.

В это же время, одной из главных проблем православных стал их собственный словарь, в частности потому, что некоторые православные конфессии отказываются называть «церковью» все другие, кроме своей. Аутсайдеры могут до сих пор вдохновляться духом православного христианства, которое выражается в медитативной культуре литургического пения. Но даже когда православные говорят прозой, слушателям все равно тяжело их понять.