Украинские и европейские политики вновь заговорили о «Плане Маршала» для Украины. Причина этой активизации может крыться не только в том, что Европа хочет оказать Украине мощную финансово-инвестиционной поддержку и помощь по проведению реформ.

Существует версия, что план реанимируют, чтобы наша страна смогла выплатить внешние долги. Просчеты западных финансистов показывают, что без солидной поддержки Украина не сможет избежать дефолта в 2019 году. Такое предположение UBR.ua высказал член экспертного совета при Совете НБУ, главный исполнительный директор Центра развития рыночной экономики CMD-Ukraine Юрий Прозоров.

«Вместо второй реструктуризации, часть средств «плана Маршалла» задействуют для погашения наших долгов перед теми же держателями облигаций. Фактически, это будет прогонка денег по кругу. В обновленных документах «плана Маршалла» даже есть фраза «снижение долговой нагрузки и поддержание экономического роста». Последний традиционно оценивается международными организациями на уровне не более 2%.

Такой сценарий на первый взгляд позитивный. Но какие будут поставлены условия? За 30 млрд. евро Украине «шоколад» точно не светит. Какой будет Украина через 10 лет помощи? Большой Словакией? Или проснувшимся новым промышленно-аграрно-техноТигром?», — подчеркнул финансист.

Если средства от «плана Маршалла» будут направлены на погашение долгов, риск дефолта снимается или переносится на более длительную перспективу, считает Прозоров. Но остаются вопросу рисков по реструктуризированным бумагам с привязкой выплат к росту ВВП.

Эти «подарки Яресько» – инструменты VRI – угрожают госбюджету чрезмерными выплатами в пользу держателей этих бумаг. Если риски этих бумаг будут как-то конвертированы в «плане Маршалла» или бумаги будут погашены предполагаемыми к поступлению средствами, то мы избавимся от спекулятивной составляющей и тогда Украина самостоятельно сможет выходить на международные рынки капитала. Только при снижении этой долговой нагрузки через 3-4 года кредитные рейтинги Украины вырастут до инвестиционного уровня», — резюмировал Юрий Прозоров.