Гуляя по Киеву солнечного воскресенья, гость может подумать, что в стране все хорошо. Биллборды рекламируют сайт, который позволяет зарегистрировать новый бизнес менее чем за час. Трехэтажный супермаркет продает товары 150 украинских брендов, намекая на оживленный местный мир моды. Короче говоря, знаков положительных изменений достаточно, в то время как война в Донбассе, которая унесла более 10 тысяч жизней, кажется чем-то далеким и невидимым.
Однако, такое положение вещей может быть проблемой, пишет на страницах Washington Post эксперт Atlantic Council и Foreign Policy Research Institute Мелинда Гаринг, передает ZN.UA.
Она замечает, что у Украины есть достижения, на которые она может указать. Некоторые важные реформы были проведены. Основные макроэкономические показатели в норме, стоимость национальной валюты стабилизировалась. И Украина не потерпела поражения в войне, несмотря на прямую агрессию России, чьи силы значительно превосходят украинские.
Впрочем, по мнению эксперта, атмосфера блаженного самообмана преобладает среди украинских бизнес-элит, дипломатов, политиков и порой даже активистов. Оптимисты предпочитают избегать наиболее сложных проблем страны: от войны и провальных Минских соглашений до отсутствия прямых иностранных инвестиций с 2014 года. Более того, следующий раунд реформ, похоже, будет особенно сложным. Он требует компромисса и политической зрелости, которой сейчас нет.
«Легче продолжать повторять хитрый тезис правительства, что страна сделала за три года больше, чем за все 23 года независимости. Печальная реальность в том, что украинские реформы замерли, а окно возможностей для их проведения начинает закрываться», — пишет Гаринг.
Она замечает, что никто из бывших соратников экс-президента Виктора Януковича не был осужден. Корыстные интересы заблокировали процесс построения чистого Верховного суда с нуля. НАБУ успешно выдвинуло обвинения против двух коррумпированных чиновников: экс-депутата парламента Николая Мартыненко и экс-председателя Государственной фискальной службы Романа Насирова. Но могучие силы противятся их наказанию. Суд, который рассматривает дело против Насирова, отказался принимать все доказательства. Существуют также признаки того, что директора НАБУ могут скоро уволить, а парламентарии и активисты боятся, что бюро очень скоро может потерять свою силу.
Нынешний министр здравоохранения Ульяна Супрун пытается продвигать вперед амбициозные изменения в разваленой медицинской системе. А министр финансов Александр Данилюк смог устранить дыры в госбюджете, в это же время продвигая пенсионную и земельную реформы. Но мало кто из реформаторов, которые до сих пор работают над изменениями, выполняют свои задачи вовремя. Нынешний парламентский сезон закончится 14 июля. И как только депутаты уйдут на каникулы, начнется период кампаний, и все ставки будут сделаны.
МВФ сказал Украине, что не даст следующий транш помощи без земельной и пенсионной реформ, создания антикоррупционных судов и начала процесса приватизации 1800 государственных компаний. Из этого списка задач только пенсионная и земельная реформа имеют шанс быть утвержденными до 14 июля.
Автор отмечает, что время заканчивается. Правительство, которое придет на смену нынешнему, может оказаться значительно хуже. Последователи Юлии Тимошенко, которую хорошо знают на Западе, уже заполнили Киев своими агитационными палатками. Она занимает лидирующую позицию как кандидат на выборах, что достаточно тревожно. Популистская политика Тимошенко выступает против пенсионной и земельной реформ, а также реформы здравоохранения. Поэтому она может перечеркнуть весь реальный прогресс Украины за последние три года.
Украинские активисты продолжают проливать свет на главные проблемы страны. Они сыграли важную роль во всех шагах вперед. Но только самого гражданского общества не достаточно. Если ситуация останется такой, как есть, наиболее талантливые украинцы уедут из страны. Более 70% населения считают, что страна движется в неправильном направлении. Реформы, которые бы положительно повлияли на жизнь людей, до сих пор не материализовались. А те изменения, которые были проведены, такие как реструктуризация рынка газа, сильно ударили по гражданам.
Люди уставшие, их терпение заканчивается, поэтому много людей едут из страны. В 2016 году около 1,3 миллиона украинцев получили временные разрешения на трудоустройство в Польше, еще 116 тысяч — получили разрешение на длительное проживание и работу. Украинцы уже составляют самое крупное этническое меньшинство в Чехии, а также занимают второе место среди меньшинств в Португалии и Италии. Пространство для значительных изменений сокращается, а усталость и цинизм распространяются. Впрочем, сейчас еще есть шанс изменить все к лучшему.