Посттравматическое стрессовое расстройство, или как говорят психологи, синдром АТО. Он угрожает примерно 80% военнослужащих – прогнозируют специалисты.
26 лет прошло, как закончилась война в Афганистане. И те, кто был там, до сих пор отходят от ужасов тех времен. Не могут забыть смерти товарищей. Последствия тогдашней войны, говорят, для украинских воинов не менее страшные, чем сама война. Потому что в мирное время их погибло больше, чем во время боевых действий.
И снова история повторяется. Только уже на украинской земле. Залпы «Градов», автоматные очереди. Страх потери жизни. Постоянный стресс. Это то, с чем сталкивался больше месяца, боец из Донецкого аэропорта Игорь. Сейчас мужчина лечит нервное истощение.
А Юрий был в плену боевиков месяц. Его только недавно обменяли. Большинство товарищей бойца до сих пор там. Сейчас на лечении в военном госпитале. Сначала, рассказывает, не мог спать. Сейчас пытается адаптироваться к мирной жизни. Говорит, – сложно.
Посттравматическое сресовое расстройство, то есть «афганский» или «вьетнамский» синдром. А уже сейчас и «синдром АТО». Побороть его самостоятельно человеку будет очень трудно, говорят психологи. Без помощи не обойтись. И главное, поддержка близких.
Быть особенно терпимыми к ребятам, советуют священнослужители. То, с чем бойцы сталкиваются в течение года, бесследно не исчезнет.
Психологические нарушения будут примерно в 80% военнослужащих, которые вернутся из зоны АТО, прогнозируют специалисты. Главное не быть равнодушным, стремиться помочь, не отворачиваться от них. Уважение и забота будут лучшим лекарством.