Канадские ученые подтвердили связь между расстройствами быстрой фазы сна и развитием нейродегенеративных процессов, ведущих к паркинсонизму и другим тяжелым болезням мозга.
Об этом пишет Naked Science.
Возможно, ночные ужасы и судорожные движения спящего могут служить одним из критериев для ранней диагностики паркинсонизма и других заболеваний, рассказал на прошедшей в Монреале 11-й ежегодной конференции Canadian Neuroscience Meeting нейрофизиолог Джон Пивер (John Peever) из Университета Торонто.
Нарушения фазы быстрого сна (Rapid eye movement sleep behavior disorder, RBD) заставляют не только переживать тяжелые, полные насилия сновидения, но и проявлять соответствующее поведение. Люди, страдающие этим расстройством, могут биться, стонать и кричать во сне, падать с кровати и т. п. В норме кошмарные сновидения могут сниться, однако нормальный паралич мышц не позволяет телу реагировать на них так бурно.
Причины, вызывающие RBD, неизвестны. Проявиться эти нарушения могут в любом возрасте, хотя чаще всего ими страдают пожилые мужчины. Специалисты уже давно заметили возможную связь между RBD и последующим развитием нейродегенеративных процессов – болезни Паркинсона, деменции с образованием белковых телец Леви, мультисистемной атрофии. Как правило, RBD предшествует им на 6–15 лет, хотя формально до сих пор связь между ними остается плохо понятной.
Этим и занялся Джон Пивер с коллегами, поставив эксперименты на мышах. Они выделили группу нейронов ствола мозга, контролирующую быструю фазу сна, и получили ГМ-линию, у которой активировать или подавлять эти клетки можно оптогенетически, с помощью лазерного излучения. Таких животных заражали ГМ-вирусом, который вызывает накопление в мозге белковых отложений, сходных с теми, что развиваются и при паркинсонизме.
Запуская у мышей быстрый сон, ученые подтвердили: такие «больные» животные спят тяжело и при этом совершают судорожные движения, демонстрируя все признаки RBD. Авторы полагают, что RBD может быть связано с ранним поражением нейронов ствола мозга, ответственных за фазу быстрого сна, позволяя иногда диагностировать начало дегенеративных процессов еще на первых этапах.