Начальник ЦСО «А» СБУ Александр Устименко в откровенном интервью ответил на все острые вопросы о работе элитного спецподразделения.

В интервью «Альфа — хирурги войны» для ЛІГА.net начальник Центра специальных операций Альфа Службы безопасности Украины Александр Устименко рассказал шаг за шагом, как проводилась операция по задержанию подозреваемого в террористической деятельности Олега Мужчиля (псевдоним — Лесник), в ходе которой погиб оперативник ЦСО Андрей Кузьменко.

«Дело расследуется. Я могу рассказать, как развивались события, поскольку получил разрешение следователя. Давайте я разложу по полочкам, что происходило. И пусть каждый сам сделает выводы», — сказал Устименко.

По его словам, оперативная информация была такой: подозреваемый находится на Оболони по конкретному адресу. Проживает в одной квартире с хозяином квартиры, женой хозяина и малолетним ребенком. Другие члены группы Мужчиля проживали рядом. Информация была о дву-трех людях с огнестрельным оружием. Плюс женщина, проживавшая на Левому берегу.

«На этапе планирования было принято однозначное решение о недопустимости действий оперативников в квартире. С учетом всех неизвестных величин — это был крайний вариант и исключался. По имеющимся данным, Мужчиль должен был выезжать в Харьков, где готовился теракт. Вызвал такси. Мы проработали легенду. Взяли «скорую помощь», в которой разместили штурмовую группу. Когда мужчина в темное время суток подошел к такси, было сложно опознать, Мужчиль это был или нет. Мужчина переговорил с таксистом, сел и поехал. «Скорая» естественным образом заблокировала проезд, вышли наши ребята и задержали мужчину в такси. Оказалось, что это не Мужчиль, а хозяин квартиры», — рассказал руководитель ЦСО «А».

По его словам, беглый опрос мужчины дал новые данные: в квартире Мужчиля нет, там только жена и ребенок, а где Мужчиль — он не знает. Для проверки информации группа вместе с этим мужчиной поднялась на этаж — в штурмовой одежде, со щитами заблокировали соседние этажи. Хозяин квартиры открыл предбанник, позвал жену. Она вышла, дверь осталась открыта, ребенок находился в коридоре. Диалог между ними был достаточно громкий. Говорил о том, чтобы дать оперативникам возможность зайти в квартиру для проведения следственных действий.

«При этом жена находилась возле открытого дверного проема, ребенок бегал по коридору в середине квартиры, наши ребята были снаружи квартиры. Жена говорит — никого в квартире больше нет. Хозяин первым заходит в квартиру, сразу за ним заходит наш сотрудник. И только боец пересекает порог — выстрел. Смертельный для бойца Альфы. Сотрудник, который стоял рядом, мгновенно отреагировал и открыл огонь в ответ. Хозяин квартиры забежал в глубь кварты, ребенок следом. Группа эвакуировала раненного сотрудника, жену. Через какое-то время хозяин квартиры, оставив своего ребенка там, выполз в коридор. За ним группа под прикрытием щитов эвакуировала ребенка. Вот и все», — рассказал Устименко.

Резюмируя, он отметил, что сотрудники Альфы имели полное право на ответный огонь.

Реагируя на звучащие обвинения в адрес СБУ, что якобы Мужчиля специально устранили, а он был патриотом, Устименко сказал: «Ну, не применил бы Мужчиль оружие. Что бы было? Его же никто не шел «устранять», как выражаются некоторые. Послушайте, если это «устранение патриотов», то кто может всерьез поверить, что именно так это делается — в жилом доме и на глазах у семьи? Бред», — сказал начальник Альфы.