Владимир Путин прав. Дефицит транспортных мощностей в газовой отрасли действительно существует, и «Газпром» не принимает никаких мер по его ликвидации. Нехватка мощностей наблюдается в газотранспортном коридоре Уренгой — Сургут — Челябинск, как раз там, где добывают свой газ «Новатэк», «Роснефть», «Итера» и другие производители.

Примечательно, что строительство нового коридора Бованенково — Ухта создает огромные резервы мощности в действующих газопроводах Западной Сибири, поставляющих газ Уренгоя и Ямбурга в европейскую часть России и за рубеж (по моим расчетам, к 2025 году излишки пропускной способности превысят 150 млрд куб. м в год). Но участок между Уренгоем и Сургутом так и останется проблемным. Ликвидировать узкое место могли бы независимые производители газа, построив собственный газопровод.

Независимый газопровод был предложен в нашей работе 2005 года (здесь представлены презентация и аннотация отчета). Мы предполагали, что оператором и миноритарным акционером независимого газопровода будет «Газпром», но руководство монополии отвергло нашу идею. По-моему, дело заключалось в том, что новый газопровод полностью решал проблему дефицита мощностей для транспортировки ямальского газа и делал ненужным строительство газопровода Бованенково — Ухта даже при самом оптимистическом сценарии развития газового рынка.

Пожалуй, надо добавить, что доступ к газпромовской трубе определяется не только наличием свободных мощностей. Например, в 2009 году «Новатэку» удалось поднять цены на свой газ до 1049 рублей за 1000 куб. м и увеличить объем продаж, а «Нортгазу» пришлось сократить продажи по 630 рублей. При этом «Нортгаз» поставлял свой товар в ту часть ГТС, где проблем с пропускными способностями не было.

Без монополии на транспорт газа и при нормальной конкуренции в ГТС поступало бы больше дешевого газа, а «Газпром» начал бы уступать конкурентам не только европейский, но и российский рынок. Потеря монопольного положения означала бы банкротство «Газпрома». Именно по этой причине монополия будет сохранена, а расплачиваться за низкую эффективность команды Алексея Миллера придется российским потребителям.

Михаил Корчемкин — гендиректор и владелец East European Gas Analysis (США)

12-02-2011 11-37