коррупция
коррупция

Украина не может просто сейчас привлечь к ответственности функционеров прежнего режима или российских чиновников и заставить их заплатить за потери. Но есть определенные юридические и результативные процессы, которые стоило бы начать.

Об этом в своей статье пишет эксперт Atlantic Council Алан Райли, сообщает ZN.UA

Он добавляет, что до сих пор нельзя точно сказать, сколько чиновники украли у Украины во времена президентства Виктора Януковича. Автор отмечает, что даже по скромным подсчетам сумма составляет около 30 миллиардов долларов. Однако это если обращать внимание только на махинации, связанные с НДС и госзакупками. Но были и другие формы хищения государственных средств. На первый взгляд действительно сложно вернуть украденное государству, поскольку много бывших чиновников наивысшего уровня сейчас в России, а похищенные активы также далеко за пределами Украины. Однако, по мнению автора, не все так плохо, как кажется. Бывшие украинские чиновники не доверяют российской системе. Поэтому большинство краденых активов они хранят на Западе или в офшорах под юрисдикцией западных стран. Таким образом, все же можно предположить, что определение места нахождения средств может помочь началу процесса их возвращения.

Автор напоминает, как в Грузии после «Революции роз» бывшим чиновникам был предложен выбор: или они возвращают похищенное, или отвечают перед судом. Таким образом, около миллиарда долларов вернулись в государственную собственность. Украинская система юстиции скомпрометирована больше, чем грузинская в послереволюционные годы. Поэтому будет очень сложно создать эффективную процедуру в Украине, которая бы позволила так быстро вернуть средства. Однако, по мнению автора, США и Великобритания могут начать определенные процедуры у себя, поскольку значительная часть активов находится под их юрисдикцией. Он подчеркивает, что на Западе, в частности в Америке, предусмотрены такие действия. Райли советует начать с возбуждения уголовных дел против бывших украинских чиновников, предотвратить их выезд за пределы России и параллельно начать процесс восстановления национальных активов. Создав серьезную угрозу для коррупционеров, можно предложить им выбор, от которого они не смогут отказаться.

К примеру, бывшим чиновникам можно предложить визу в США или ЕС и снятие обвинений в обмен на хотя бы 80% украденного у Украины. Для тех украинских беглецов, которые живут в Москве и зависят от выживания режима Владимира Путина, такое предложение может иметь смысл. Тот факт, что чиновники смогут избежать ответственности за свои преступления, будет неприятным для Украины. С другой стороны, она получит назад свои активы, которые могут быть использованы на пользу украинского народа.

В то же время, автор замечает, что США не могут запустить этот процесс самостоятельно. Для этого Украина должна передать доказательства, которые будут указывать на то, что те или иные активы были похищены. Еще одной проблемой может стать нежелание западных стран помогать Украине из-за обеспокоенности, что возвращенные активы могут быть снова разворованы. Проблема номер «один» в Украине – это контроль определенных коррумпированных людей над политическим и бюрократическим классом. И если Киев действительно хочет развивать свои связи с Западом и добиваться их эффективности, тогда ему нужно решить эту проблему.