Комитет Верховной Рады по вопросам предотвращения и противодействия коррупции признал не соответствующим требованиям антикоррупционного законодательства правительственный законопроект о детенизации рынка азартных игр.
Об этом сообщает УНН.
Члены Комитета обратили внимание на то, что в пояснительной записке к законопроекту (No3632) указано, что его принятие «позволит защитить права и свободы граждан, минимизировать общественный вред, связанный с организацией и проведением нелегальных азартных игр и связанным с этим уклонением от уплаты налогов, минимизировать риски для общества и уязвимых групп населения от участия в азартных играх, привлечь инвестиции в экономику Украины, создать дополнительные рабочие места и получить существенный источник дополнительных поступлений в Государственный бюджет Украины».
В то же время, в Комитете отметили, что статья 1 проекта не содержит четкой формулировки понятий «лотерея», «участие в лотерее». Отсутствие указанного четкого определения может привести к неодинаковому толкованию всех терминов Закона и дальнейшему совершению коррупционных правонарушений определенными лицами. Понятие «лотереи» может также охватывать онлайн-игры.
Кроме того, коррупционные риски включают:
«норма пункта 15 части 1 статьи 7 «Полномочия Уполномоченного органа», которым этот орган наделяется полномочиями: «может устанавливать требования к размеру процента выигрыша…»;
норма части 2 статьи 14 содержит полномочия Уполномоченного органа определять оценочные критерии наличия у лица игровой зависимости. Эта административная процедура коррупционная, поскольку не свойственна полномочиям органов государственной власти и приведет в дальнейшем к злоупотреблениям, возникновению конфликта интересов при исполнении организатором азартных игр обязанностей, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 13 «принимать меры для борьбы с игровой зависимостью»;
норма части 5 статьи 30, которая наделяет Уполномоченный орган фактически неограниченными функциями вмешательства в деятельность субъектов при определении перечня лотерей, их распространении — «Уполномоченный орган по своему усмотрению может отказать в согласованные отдельного вида лотереи…»;
Кроме того, нормы ст. 42 «Специальные ограничения на участие в пари» противоречат нормам ст. 16 «Требования к игроку» и содержат коррупционные риски при осуществлении проверок в сфере азартных игр, поскольку статьей 16 запрещается быть игроками — недееспособным и ограниченно дееспособным лицам и лицам, не достигшим 18 лет, а частью 3 статьи 42 это разрешается», — сообщили в Комитете.
В законопроекте также нет четкости в осуществлении административной процедуры относительно порядка проведения плановых и внеплановых проверок в сфере государственных лотерей.
Также, коррупционные риски включают нормы части 3 статьи 24 «Оператор лотерей», которыми определяются требования к юридическим лицам:
осуществление в течение не менее пяти лет до подачи заявления деятельности по выпуску и/или проведению лотерей;
наличие международного опыта по выпуску и/или проведению лотерей не менее чем в трех иностранных государствах;
общий оборот за 5 (пять) финансовых лет, предшествующих проведению конкурса, составляет не менее 3 млрд (трех миллиардов) евро».
Коррупциогенные риски содержит норма части 7 статьи 24 «Оператор лотерей», которой оператору предоставляется право передавать другому лицу право пользоваться его лицензией. Это может быть одним из способов перехода в «тень». Кроме того, эта норма противоречит нормам раздела III законопроекта «Лицензирование в сфере деятельности по организации и проведению азартных игр», так как оператор с нарушением норм этого раздела, с «разрешения» фискальных и контролирующих органов, может избежать аннулирования лицензии по требованиям нормы, предусмотренной пунктами 4, 5 статьи 55 «Аннулирование лицензии», согласно которой основанием для аннулирования лицензии являются: «факт передачи лицензии или ее копии другому юридическому или физическому лицу…».
Законопроект не содержит всего спектра детального государственного контроля при регулировании деятельности в сфере организации и проведения азартных игр, что позволяет в дальнейшем манипулировать его нормами в пользу должностных лиц их личных интересов и субъектов игорного бизнеса.
Учитывая изложенное и с целью устранения коррупциогенного фактора Комитет предлагает указанный законопроект отклонить.