Сотрудники СБУ «разоблачили» коллекционера, который пытался продать «шпионский» фотоаппарат. О том, что такие аппараты морально устарели много десятков лет назад, силовики предпочитают молчать.
Коллекционеры со всего мира призвали украинское правосудие избавить их коллегу от несправедливых обвинений, пишет Зеркало недели.
Закарпатское управление СБУ привлекло к уголовной ответственности коллекционера из Донецка, пытавшегося продать своему чешскому коллеге специальный фотоаппарат для КГБ, который выпускался в Советском Союзе еще при Сталине. За давно устаревший спецприбор, свободно продающийся во всем мире, подсудимому грозит до семи лет заключения.
51-летний Александр Комаров серьезно занимается коллекционированием с начала 2000-х, его амплуа — фото- и видеотехника советского периода. В октябре 2012 г. Комаров посетил киевскую выставку в «Экспоцентре», на которой купил с рук три фотоаппарата «Аякс-12». Этот спецприбор был разработан Красногорским механическим заводом еще в 1948 г., а запущен в производство — в 1952-м для потребностей МГБ (позже — КГБ). Модель оказалась настолько технически удачной, что использовалась вплоть до конца 1980-х годов. Назначение аппарата — не шпионаж (для этого использовалась более миниатюрная фототехника), а негласная съемка «неблагонадежных элементов» в советском обществе.
«Одну из трех фотокамер я решил продать и разместил объявление об этом на своем сайте, — рассказал Александр Комаров. — «Аяксом-12» заинтересовался коллекционер из Чехии, мы договорились о цене, и в феврале прошлого года я отослал аппарат с дистанционным тросиком в его адрес «Укрпочтой». В описании отправления так и указал — фотоаппарат с аксессуаром».
Однако бандероль до адресата не дошла. В пункте международного почтового обмена в Чопе фотоаппаратом заинтересовалась СБУ, которая изъяла его и отослала на экспертизу во Львов. А эксперт зонального экспертного сектора Украинского НИИ специальной техники и судебных экспертиз пришел к выводу, что «Аякс-12» находится в рабочем состоянии, пригоден для негласного получения информации и относится к специальным техническим средствам негласного получения информации. О том, что аппарат морально и технически давно устарел, используется по назначению разве что в исторических художественных фильмах (да и то как бутафория), экспонируется на выставках и свободно продается во всем мире, эксперт почему-то умолчал. А поэтому на основании его заключения против Комарова открыли уголовное производство по двум статьям Уголовного кодекса — незаконное приобретение, сбыт или использование специальных технических средств получения информации (ч. 1 ст. 359) и покушение на контрабанду специальных технических средств негласного получения информации (ч. 1 ст. 201).
«Сотрудники УСБУ в Закарпатской области приехали ко мне домой в Донецк, провели обыск и изъяли еще два «Аякса-12″, — рассказал коллекционер. — При этом следователь на полном серьезе спрашивал, не делал ли я ими каких-либо секретных фото! Сначала это напоминало какой-то неудачный розыгрыш, но все оказалось очень серьезно».
Через несколько дней Комарова вызвали в суд для избрания меры пресечения, и прокурор потребовал, чтобы его арестовали или, по крайней мере, посадили под домашний арест. Судья ограничился подпиской о невыезде.
«В ходе расследования следователь убеждал меня признать вину в полном объеме, искренне раскаяться, и тогда, мол, суд даст условный срок со штрафом на сумму приблизительно 2 тыс. долл. Кроме того, мне придется оплатить стоимость экспертиз, а это более 3300 грн. Я, конечно, отказался от такого предложения, поскольку никакой вины за собой не чувствую. Поэтому теперь мне светят до семи лет реального заключения, — именно такая санкция предусмотрена статьей о контрабанде», — возмущен Комаров.
Весть о криминальном преследовании Александра Комарова мгновенно распространилась среди коллекционеров во всем мире. Четыре десятка экспертов по советской фототехнике из США, Канады, Франции, Великобритании, Австрии, Швейцарии и многих других стран, пытаясь защитить своего коллегу, написали коллективное обращение в украинский суд, в котором призвали освободить Александра Комарова от всех обвинений.
Следствие в деле «контрабандиста» спецтехники сталинских времен уже завершено, материалы переданы в Ужгородский горрайонный суд. Первое судебное заседание состоится в ближайшее время.