Наступающий 2018 год может быть непростым для Украины. По словам экспертов, страну могут ожидать новый виток повышения цен, нестабильность гривни и проблемы с урожаем.

Об этом пишет Сегодня.

В 2018 году придется больше уплатить по ранее взятым зарубежным кредитам, прежде всего — у МВФ. По информации Нацбанка, платежи по ним в следующем году составят 61,7 млрд грн (по курсу НБУ — 2,33 млрд долларов), что на 30,8 млрд грн (1,16 млрд долларов) больше, чем в 2017-м. Еще 50,86 млрд грн (1,92 млрд долларов) надо отдать кредиторам в виде процентов. Ситуацию усугубляет отсрочка транша МВФ на сумму 1,9 млрд долларов. Как заявил министр финансов Александр Данилюк, Украина в ближайшие месяцы его точно не получит. И когда транш дадут — неясно, все зависит от проведения реформ и повышения цен на газ для населения.

Президент Украналитцентра Александр Охрименко уверен, что расчет с кредиторами за счет золото-валютных резервов НБУ (ЗВР) — выход из положения: «Нацбанк накопил свыше 18 млрд долларов — их более чем достаточно». В то же время Охрименко признает, что объемы ЗВР являются дополнительной гарантией стабильности нацвалюты.

«То что до сих пор неясно, увеличатся или уменьшатся ЗВР в следующем году, делает сложно прогнозируемым курс гривни, — сказал нам Охрименко. — Заложенный в проекте бюджета на 2018 год курс по 30,1 грн/доллар — технический показатель, чтобы свести доходы казны с запланированными расходами. На самом деле курс может откатиться до 25 грн или превысить 30 грн».

Экономист Иван Никитченко говорит, что в 2018 году главный риск — прекращение сотрудничества с МВФ и трудности с обслуживанием внешнего госдолга и поступлением валюты в страну.

«Из-за этого могут быть девальвация гривни (выше 30 грн/доллар), падение ВВП или остановка его роста и новое ускорение инфляции, которая и так высока. Вероятность такого сценария 25—30%», — оценил Никитченко.

По словам экс-секретаря Кабмина Виктора Лисицкого, продолжающееся подорожание энергоносителей в мире — самый большой риск для нашей экономики.

«Мы не можем влиять на политику стран ОПЕК, которые стали добывать меньше нефти, чтобы поднять цены на нее. В то же время мы на 90% зависим от импорта топлива и на 70% — от импорта газа, — разъяснил Лисицкий. — Но наше правительство вряд ли перед выборами выполнит требования МВФ по повышению тарифов на газ для населения до рыночных, а это — одно из условий получения транша».

Политолог Владимир Фесенко надеется на взаимные уступки: мы поквартально повышаем цену газа в обмен на новый транш, который поможет погасить старые долги перед МВФ. По его оценке, для МВФ такая ситуация более выгодна, чем прекращение сотрудничества.

Так как курс гривни влияет на стоимость импортных товаров (чем гривня дешевле, тем они дороже), а цена энергоносителей заложена в стоимость всех товаров и услуг, то Никитченко опасается в 2018 г. двузначной инфляции, хотя правительство планирует ее не выше 7% (в 2017 г. планировали 8%, но будет, по оценкам аналитиков, не менее 12%).

Лисицкий упомянул также о риске неурожая: «Не исключаю, что соберем мало зерна. Это вполне вероятно, так как из-за подорожания удобрений, солярки и семян, аграрии не смогут нормально отсеяться яровыми культурами. Низкий урожай не только снизит поступление налогов в бюджет от экспорта зерна, но и поднимет цены на хлебопродукты».

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook

Популярные статьи сейчас

Украинцы выстраиваются в огромные очереди под ТЦК: в ВСУ отреагировали

Украина начала переговоры о гарантиях безопасности с Португалией

Летние каникулы в школах Украины пройдут по новому графику

Мобилизация транспортных средств: у кого и какие авто начнут изымать уже в мае

Показать еще