Верховная Рада открыла для себя новую схему махинаций с возвратом налога на добавленную стоимость. В результате лоббисты из числа профессиональных «решал», заручившись поддержкой Кабинета министров, получили возможность раздерибанить миллиарды народных гривен.

«Обозреватель» спросил экспертов об основных нововведениях Налогового кодекса, которые ожидают украинцев с 1 января 2016 года.

С Нового года государство, как известно, изменит правила возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) из бюджета.

«Плюс новой системы в том, что начнет работать простое правило: кто раньше подал заявку, тот раньше получит возмещение», – говорит экономический эксперт Борис Кушнирук. С одной стороны, это шаг вперед в такой тонкой материи, как возврат налога государством: когда некоторые экспортеры получают все и сразу, а остальные – ничего и никогда. Однако, как оказалось, все не так просто.

Введя новые правила и установив единую общую очередь, Кабмин, словно испугавшись собственной смелости, ввел два реестра плательщиков. «В первый попали компании, экспортные операции которых превышают 40% от их общего объема. Во второй – все остальные. И участники первого реестра будут получать возмещение в первую очередь. «Такую практику я считаю глубоко порочной, – говорит эксперт. – Все экспортеры должны работать в одинаковых условиях».

Участники рынка считают, что попадание во второй реестр – финансирование по остаточному принципу – фактически означает, что НДС этим структурам не будет возвращен никогда. Поэтому, по словам Кушнирука, эту практику в следующем году попытаются отменить.

«Вокруг этой нормы будут серьезные баталии», – уверен Кушнирук. Если же его оптимизм не будет реализован, в механизме возмещение НДС, который в Украине всегда был крайне коррупционным, наступят очень смутные времена: игроков рынка разделят на «белых» и «черных».

«Два реестра – это плата Верховной Рады за поддержку бюджета, – объясняет экономист компании Dragon Capital Сергей Фурса. – Безусловно, это чистая коррупция. Чтобы попасть в первый реестр, предприниматели должны будут заплатить. Кому? Заплатят тем, кто лоббировал эту норму закона – и теперь имеет право «первой брачной ночи».

Круг заинтересованных лиц, впрочем, определяется довольно легко. Среди депутатов, лоббирующих создание двух реестров, особенной активностью отличались нардепы от фракции «Экономическое развитие», которую связывают с известным народным депутатом Виталием Хомутынником.

Можно попытаться посчитать, о каких суммах идет речь. Так, за 11 месяцев 2015 года, по данным Государственной казначейской службы, объем возмещения НДС составил 58,9 млрд гривен. Плюс в Украине «висит» еще 20 млрд грн невозвращенного НДС, часть из которых тоже можно попытаться «подсуетить» в первый реестр на следующий год. Но даже если и не удастся, и сумма останется прежней, то почти 60 млрд гривен остаются тем самым лакомым куском, за который можно побороться.

Исходя из средневзвешенных откатных тарифов в 15–30% за возврат НДС, существовавших в Украине в прежние годы, получаем выгоду в 9–18 млрд гривен, полученных на пустом месте. Если же считать «по-плохому», когда у экспортеров требовали примерно половину от возвращенной суммы (хотя в некоторых процент бывал и большим, до 60–70%) – то кто–то может заполучить уже 30 млрд гривен.

«Военной» риторикой с «мирными» пострадавшими проникнута и инициатива правительства по выкорчевыванию упрощенной системы налогообложения. Ударить собрались по предпринимателям 3 группы. Чтобы иметь право на льготы, годовой объем дохода у вас должен составлять не 20 млн гривен, как было в нынешнем году, а всего лишь 5 миллионов. Учитывая, что курс гривни постоянно снижается, государство, надо понимать, делает количество игроков в 3–ей группе минимальным.

«Даже 20 млн гривен по нынешнему курсу – это меньше одного миллиона долларов! А если точнее, то примерно $800 тыс. – говорит Борис Кушнирук. – На Западе такие объемы причисляют к самому малому-малому предпринимательству».

Популярные статьи сейчас

Именно сейчас решается, каким будет мир наших детей, - Зеленский

Сильный ветер и дождь: жителей Киевской области предупредили об опасной погоде

От разведывательных БПЛА до гранатометов: детали нового пакета помощи Украине от Германии

В Китае отреагировали на заявление Путина о готовности России к ядерной войне

Показать еще

Главной проблемой существования упрощенной системы налогообложения в Украине Сергей Фурса называет так называемые схемы. «Если вы приобретете товар в крупном торговом центре или же в интернет-магазине, даже являющемся лидером рынка, то очень часто с удивлением обнаружите, что на самом деле вы платите какому-нибудь ФОП. Таким образом, большой бизнес научился уходить от налогов», – поясняет эксперт.

При этом под общую гребенку льгот лишили и реальный малый бизнес, который не играется в «схемы» и может существовать только в условиях лояльности государства. «Разграничить честный бизнес и «схемный» – на самом деле очень просто, – говорит Сергей Фурса. – Для этого надо внедрить кассовые аппараты. После этого шага все станет на свои места. Однако крупный бизнес, не желающий терять пути уклонения от налогов, опять заблокировал подобное нововведение».

В итоге, по его словам, в стране продолжается статус-кво, крайне невыгодный государству и честному бизнесу, зато позволяющий коммерсантам, близким к Верховной Раде, получать сверхдоходы.

Итоги борьбы с «упрощенкой» в третьей группе, прогнозирует Борис Кушнирук, будут традиционными. «Часть бизнеса будет вынуждена уйти в тень», – говорит эксперт. Как результат: казна не то, что не увеличится, а даже уменьшит свои поступления. Зато полулегальные воротили сумеют сохранить влияние и доходы.

С 1 января 2016 уменьшается единый социальный взнос до 22%, а физические лица заплатят свой налог государству по-новому: все – по 18%, вместо 15% и 20%, как делали это в нынешнем году.

«Страна возвращается к так называемой плоской шкале налогообложения. В украинских условиях он будет эффективнее, кроме того, уменьшатся проблемы с администрированием этого налога», – считает Кушнирук.

По его словам, каких-то особенных проблем для простых украинцев такой переход не вызовет. Ведь гораздо большие сложности налог на прибыль вызывает своей недосказанностью, которая до сих пор не устранена в нормативных документах. Ситуация изменится только в том случае, если мы изменим принцип налогообложения: вместо налога с прибыли будем платить налог с дивидендов. По мнению же Фурсы, плоская система – это частности, а вот уменьшение ЕСВ существенно снизит давление на легальный бизнес».

С Нового года государство увеличивает акцизы: в частности, на топливо, табак и алкогольную продукцию.

«Украина пошла по классическому пути: уменьшает прямые налоги, в то же время увеличивает непрямые, – комментирует Кушнирук. – Это правильный подход, потому что от прямых налогов граждане часто пытаются уклониться. А вот непрямые платят все». Катастрофы для рынка в этом увеличении эксперт не видит: украинские акцизы даже с учетом повышения останутся ниже, чем европейские.

Не особо, по мнению Кушнирука, они повлияют и на розничные цены. «Если речь идет об акцизах на нефтепродукты, то такое повышение вполне логично, учитывая снижение цен на нефть. Поэтому конечный продукт – бензин и дизельное топливо – не должны расти в цене. Если мы говорим о рыночных механизмах, а не ценовых сговорах», – уточняет аналитик.

Что же касается акцизов на табачные и алкогольные изделия, то конечный продукт, конечно, подорожает. Однако не критически. «По алкоголю возможно повышение на 2–3 гривни, по табачным изделиям – сказать сложнее», – говорит Кушнирук.

Эксперты рынка утверждают, что это будет 3–4 гривни на пачке. «Цена возрастет точно на размер акциза», – уверен Сергей Фурса.

Пагубные пристрастия наших соотечественников к алкоголю и курению, по подсчетам Минфина, должны принести в бюджет 18,1 млрд гривен. Но не факт, что это будет возможно. Например, акциз на пиво возрастет в два раза – до 2,49 грн за литр. Именно на эту сумму, по словам экспертов, должна увеличиться стоимость литра пенного напитка. Но сумеют ли производители продать его в больших объемах? В прошлом году повышение «пивных» акцизов принесло в бюджет не плюс, а минус: производители уменьшили объемы производства на 20%. В этом году эксперты ожидают минус 30%.

Акцизы на крепкий алкоголь возрастут в полтора раза – до 105, 8 грн за литр чистого спирта. В итоге самая дешевая бутылка водки будет стоить в пределах 75 грн, 30 из которых заберет себе государство. Но в общем итоге тоже сомнительно, что бюджет получит больше – в прошлом году отрасль «получила» минус 150 млн гривен.

Акцизы на сухие виноградные вина после длительных дискуссий решили не повышать, на все же остальные рост составит 100%. Таким образом, игристые и газированные вина к новогоднему столу 2017 года подорожают на 30%.

Будут ли украинцы покупать их, зависит, в том числе и от правительства – вернее, от того уровня доходов, который будет вследствие его деятельности. Пока же мы видим, что подорожание вредной продукции заставляет украинцев покупать … еще более вредную. Нелегальную. Именно такие тенденции наблюдались в предыдущие годы. И, как считают эксперты, увидим в будущем году.

Очень маловероятно, что госбюджет от подобных телодвижений получит плюс: скорее всего, это будет очередная «дыра» в доходной его части. Если же украинцы не начнут в 2016 году массово бросать курить и употреблять спиртное, то титанические усилия Кабмина пропадут даром. Хотя, вполне возможно, что нелегальный рынок товаров уже давно приносит кому-то из вышестоящих реальные дивиденды.