Журналист Тони Докупиль приводит пример из жизни: американец Джейсон Рассел однажды разделся догола, вышел на перекресток и, колотя руками по асфальту, что-то бессвязно закричал о дьяволе. У Рассела диагностировали реактивный психоз. 

Врачи объяснили это тем, что Рассел внезапно оказался в центре внимания всего мира: его разоблачительный фильм о преступлениях полевого командира Джозефа Кони набрал рекордное число просмотров в интернете. «Те же самые виртуальные инструменты, на которые опиралась благородная миссия Рассела, словно бы надавили на его психику: обрушили на него бесконечную лавину похвал и упреков», — пишет автор.

Поначалу подозрения, что интернет может необратимо влиять на мышление и эмоции, считались наивными домыслами. Но Докупиль сообщает: «появились первые дотошные исследования, рецензируемые научным сообществом, и картина оказалась намного мрачнее, чем триумфальные фанфары интернет-утопистов».

Современный интернет — мобильный, скоростной, выстроенный вокруг социальных сетей, всепроникающий — возможно, не только отупляет нас и не только усиливает наше одиночество, предостерегает автор. Есть сведения, что интернет разжигает в нас тревожность и депрессивность, подверженность обсессивно-компульсивным расстройствам и синдрому ослабленного внимания и даже форменным психозам.

«Сегодня все мы — киборги», — подчеркивает психолог из Массачусетского технологического института Шерри Тёркл. Мы постоянно подключены к интернету, и сегодня нам это кажется нормальным. Но компьютерные технологии становятся панацеей от всех проблем, совсем как алкоголь, предостерегает автор.

Сегодня в США более трети пользователей выходят в сеть раньше, чем встают с постели. Ученые выявили «синдром фантомного виброзвонка». «Более двух третей этих нормальных, заурядных киборгов, в том числе я, отмечают: им кажется, что телефон вибрирует, хотя в действительности звонка нет», — поясняет автор.

Ученые заключили: интернет порождает совершенно новую ментальную среду, некое «виртуальное состояние природы, где человеческое сознание превращается во вращающийся пульт», по выражению Докупиля.

Нейролог Питер Уайброу называет компьютеры «электронным кокаином» — мол, они вызывают приступы маниакального веселья, сменяющиеся депрессией. Интернет «вскармливает наши идеи-фикс, зависимости и стрессовые реакции», «поощряет — и даже развивает — помешательство», — добавляет калифорнийский психолог Ларри Розен.

В Китае, Южной Корее и на Тайване этот диагноз уже признан медициной, а злоупотребление интернетом воспринимается как общенациональный кризис. В этих странах интернет-зависимыми считаются десятки миллионов человек. Не менее 10 пользователей умерли от тромбоза.

«Я наблюдал массу пациентов, которые в прошлом не страдали никакими зависимостями, в том числе химическими, но они становятся зависимыми на почве интернета и прочих технологий», — говорит психиатр Элиас Абуджауд (Стэнфордский университет). По его данным, даже среди белых американцев среднего возраста каждый восьмой, если не чаще, проявляет как минимум один симптом интернет-зависимости.

Но, возможно, каждый свободно решает, пользоваться ли интернетом? Ничего подобного, уверен автор. «К новым технологиям нас влечет потенциальная возможность получить краткосрочное вознаграждение. Каждый звуковой сигнал — возможный шанс в социальной, сексуальной или профессиональной жизни, и мы получаем мини-вознаграждение, мини-дозу допамина за то, что бежим на звонок», — пишет он.

Китайские ученые обнаружили связь между интернет-зависимостью и «структурными аномалиями серых клеток»: отделы мозга, ответственные за восприятие речи, память, моторику, эмоции, сенсорные ощущения и т.п., усыхают на 10-20%. Причем деградация не прекращается: чем больше человек проводил времени в сети, тем сильнее атрофировался мозг.

Еще один мрачный вывод ученых: чем больше времени человек проводит во «всемирной деревне» интернета, тем хуже у него настроение. «Пользование интернетом часто мешает сну, физическим нагрузкам и общению лицом к лицу, а это заставит затосковать даже самого жизнерадостного человека», — поясняет автор. Дополнительный фактор — неприятные инциденты при виртуальном общении.

Популярные статьи сейчас

Польша дважды за ночь поднимала боевую авиацию из-за ракетной атаки на Украину

В Украине обновили правила увольнения: за что можно остаться без работы

От 25 до 40 тысяч гривен: в Украине семьям с детьми выплатят новую помощь

Украинцам напомнили, с какого возраста нужно оформлять загранпаспорт ребенку

Показать еще

Вышеупомянутая психолог Шерри Тёркл в своей книге «Одиночество вместе» рисует настоящую антиутопию об удручающих союзах людей с машинами. Она предостерегает: когда «матери кормят младенцев грудью, одновременно набивая sms», ребенку может показаться, что мать недовольна им, хотя на самом деле негатив исходит от sms.

Жизнь современных школьников и студентов — сплошная нервотрепка, обнаружила Тёркл. «Вся жизнь на виду, в объективе веб-камеры, каждая ошибка фиксируется и становится известна всем и высмеивается, пока не найдется новая потеха», — поясняет автор.

Тем временем Абуджауд проверяет гипотезу, нельзя ли считать некоторые из виртуальных личин настоящими продуктами раздвоения личности.

Психиатры братья Голд, Джоэль и Иэн заключили, что интернет воздействует на психику примерно так же, как жизнь в мегаполисе: риск психоза повышается.

Что же делать? Автор дает лишь один совет: не принимать взаимоотношения с интернетом как должное, а анализировать происходящее и пытаться на него влиять. «Бездумное благодушие больше неуместно. Пока мы еще в силах изменить интернет под себя. На кон поставлено наше психическое здоровье».

По материалам: InoPressa