Россия_НАТО
Россия_НАТО

Российская так называемая «реалистическая» легенда говорит, что НАТО нарушил свои обещания не расширяться на восток после объединения Германии и отверг все попытки России присоединиться к блоку. Но, перефразируя Эрнеста Хемингуэя, хоть и приятно так думать, но это не правда.

Об этом в своей статье пишет эксперт Atlantic Council Стивен Бланк, передает ZN.UA

Автор напоминает, сам бывший лидер СССР Михаил Горбачев признал, что на переговорах об объединении Германии речь об отказе НАТО от расширения не шла. Кроме того, Россия никогда не демонстрировала заинтересованность присоединиться к Альянсу.

Когда Владимир Путин, став президентом, сделал несколько комментариев о якобы возможности присоединения, тогдашний Генеральный секретарь НАТО лорд Джордж Робертсон заявил, что если он говорит серьезно, Россия должна подать заявку. А если нет, тогда сторонам нужно сотрудничать в общих интересах. Путин никогда не подавал заявку на членство России в НАТО. Дело в том, что Кремль отказывался выполнять процесс присоединения к Альянсу по процедуре, которую проходят все остальные желающие. Россия всегда считала себя особенной, исключением из правил, достойным привилегий. И в этом ее проблема.

Российские элиты до сих пор верят в то, что Россия — лидер за пределами НАТО, и в так называемую «биполярную» систему безопасности в Европе или даже в мире. В 1996 году на Конференции европейских институтов безопасности российские представители объяснили свои взгляды на Европу, согласно которым в нем якобы существуют два «полюса»: Вашингтон и Москва. Уже тогда Москва отказывалась признавать равенство суверенитета постсоветских и других европейских стран. В ответ тогда делегаты из Украины напомнили России, что их страна независимая и имеет право «делать собственные ошибки». Но с того времени Москва не изменила свою оценку системы безопасности в Европе. Она до сих пор убеждена, что Россия – это какая-то уникальная цивилизация, а НАТО – не просто чужой для ее культуры, но и даже враждебный, не говоря о том, что он «коррумпированный и загнивающий».

Более того, Россия не признает суверенитет и неприкосновенность территорий всех стран, которые расположены за восточной границей Германии. Или они «сателлиты Вашингтона» и враги России, или сателлиты России с ограниченным суверенитетом и непостоянными границами.

«Это то, во что верил Владимир Ленин и Иосиф Сталин, эти взгляды до сих пор доминируют в российских оценках европейской и евразийской безопасности. Хотя вопрос, как НАТО со слабыми позициями на пространстве от Балтийского до Черного моря может представлять угрозу России, остался до сих пор без ответа», — пишет автор.

Однако «доктрина» России предполагает, что мир якобы должен ей гарантировать сферу влияния в Восточной Европе вопреки даже протесту суверенных стран, которые там расположены. Но на самом деле эта идея, по мнению автора, совершенно нереалистична. «Биполярность Европы или попытка ее создать могут существовать только как феномен довоенных или военных времен. Россия имеет полное право самостоятельно решать, как ей действовать. Но попытки навязать свои взгляды соседям не только гарантируют длительный конфликт, они в конечном итоге вредны для самой России, чья экономика балансирует на грани краха», — пишет эксперт, напоминая о мировом обвале на энергоносители и западные санкции, которые, скорее всего, останутся в силе минимум до конца 2017 года.

В это же время, НАТО, по мнению автора, должен выполнять свою двойную роль: сдерживать Россию и уверять в безопасности своих союзников, как об этом говорил военный историк Майкл Ховард. Для этого понадобится увеличить количество постоянных войск в Европе до такого количества, чтобы исключить российскую победу и аннексии в будущем. Также понадобится инфраструктура, чтобы обеспечить и поддерживать боеготовность этих сил.

Также Бланк советует отказаться от поисков баек о том, что жертвы российской агрессии сами в чем-то виноваты. Российские выдумки и развернутая информационная война ставит под угрозу само существование объективной истины. Москва атакует целостность исторических записей. И их защита поможет укрепить основы европейской безопасности.