Экс-беркутовцы, предположительно бежавшие в Россию, учитывая избранные для них меры пресечения, могли оставить Украину в любой момент, и пограничники не имели права их задерживать.
Об этом заявил в эфире канала 112 Украина руководитель департамента спецрасследований Генпрокуратуры Сергей Горбатюк.
Он отметил, что для того, чтобы на 100% утверждать, что они сбежали из Украины, должно быть официальное подтверждение от Государственной пограничной службы.
«На сегодняшний день с Пограничной службы еще не поступили ответы на наши запросы. Но, по предварительным данным, действительно они пересекли границу с Российской Федерацией», — сказал Горбатюк.
«Это было возможно в любой момент, исходя из тех мер пресечения, которые были избраны по отношению к ним. Часть была с личными обязательствами, то есть суд полагался на их волю, выбирая меру пресечения, другие — так называемый ночной домашний арест, с 23 часов до 7 утра, а в другое время суток никаких сдерживающих факторов нет. А относительно Гончаренко, то по решению Апелляционного суда, у него не было никакой меры пресечения. На него положили только обязательство явиться тогда, когда будет следующее избрание ему меры пресечения в районном суде», — рассказал руководитель департамента.
Он также заявил, что обвинительный акт в отношении этих лиц уже с 23 марта находился в Печерском райсуде.
«Но с тех пор до сегодняшнего дня судьи не смогли выйти в судебное заседание для того, чтобы или продолжить меру пресечения, или изменить ее. Поэтому, конечно, они могли куда угодно бежать, если бы захотели», — сказал Горбатюк.
На вопрос, имели ли право пограничники задержать экс-беркутовцев, он ответил: «Пограничники имеют право задерживать тех, кто пересекает границу, когда есть постановление на задержание и доставку лица. На сегодняшний день Уголовно-процессуальным кодексом не предусмотрена возможность пограничников задерживать, если есть другая мера пресечения».
«Даже если они сообщают о том, что лицо нарушает свои обязанности относительно меры пресечения, оснований задерживать у них нет, согласно этому Уголовно-процессуальному кодексу. Они фиксируют и передают данные. Мы потом идем в суд с этими данными, убеждаем суд, что они нарушают меру пресечения. Районный может арестовать, но апелляционный их потом все равно освободит», — сказал Горбатюк.
«Я, конечно, утрирую, но пока имеем такую ситуацию, когда, дважды будучи под стражей, один из этих подозреваемых в дальнейшем освобождался. И материалами дела подтверждено, что он нарушал свои обязанности после изменения меры пресечения. И, несмотря на это, его все равно освободили из-под стражи», — добавил он.
На вопрос, какие меры будет принимать ГПУ в связи с бегством экс-беркутовцев, Горбатюк сказал: «Если они на территории другого государства, то одна мера — ходатайство в другое государство об экстрадиции».
Как сообщалось, четыре экс-«беркутовца», проходящих по делу расстрелов на Майдане, сбежали в Россию.