В четверг, 29 января, министры иностранных дел ЕС могут обсудить вопрос об отключении России от системы SWIFT.

Во вторник, 27 января,  агентство Bloomberg со ссылкой на представителя Еврокомиссии, который отвечает за составление нового списка санкций в отношении России, сообщило, что министры иностранных дел стран ЕС на встрече 29 января  рассмотрят расширенный запрет на экспорт в определенных отраслях российской промышленности, перечень российских компаний и банков, которым запрещено привлекать деньги в ЕС, а также запрет России на использование системы SWIFT. Премьер-министр Дмитрий Медведев резко отреагировал на информацию о возможном отключении SWIFT.

«В случае принятия таких решений хотел бы отметить, что наша экономическая реакция, да и вообще всякая другая, будет без ограничений», – сказал Медведев на совещании по животноводству в Брянске во вторник (цитата по Интерфаксу).​​​​ SWIFT (Society for worldwide interbank financial telecommunications) – это кооперативное сообщество межбанковских финансовых телекоммуникаций со штаб-квартирой в Брюсселе.

Благодаря этой системе банки обмениваются документами и платежами по всему миру. На данный момент у банков для взаимодействия с иностранными контрагентами в плане валютных переводов и обмена документами альтернативы SWIFT практически нет. Опасения, что в случае расширения санкций Запад может применить такую меру, впервые возникло в сентябре прошлого года. С такой инициативой выступали Европарламент и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон.

«Внезапное отключение России от SWIFT может вызвать потрясение на финансовом рынке, – отметил начальник диллингового центра Металлинвестбанка Сергей Романчук. – На SWIFT базируется практически весь документооборот финансового рынка. Встанут технологические процессы, которые сейчас настроены в банках для того, чтобы передавать платежные поручения и осуществлять финансовые операции, требующие документального оформления (подтверждения по межбанковским сделкам на валютном рынке и рынке ценных бумаг, аккредитивы и другое)». То есть банки, уточняет Романчук, не смогут выполнять свои обязательства так, как они это привыкли делать. Надо будет перестраивать бизнес-процессы, что потребует времени и технологически отбросит рынок на десятилетие назад.

Источник: РБК