За почти пять лет с начала российской агрессии против Украины и бегства в РФ экс-президента Виктора Януковича наша страна сделала огромные шаги на пути к новому построению Вооруженных сил и обеспечению своей обороны. При этом некоторые виды вооружений пришлось создавать едва ли не с нуля.
Об этом генерал-лейтенант, бывший заместитель начальника Генштаба Вооруженных сил Украины Игорь Романенко рассказал в интервью украинской редакции “Радіо Свобода”. “
К моменту начала войны Украина была лишена ядерного оружия, а ее ракетные вооружения были фактически уничтожены. При этом за годы правления Януковича были уничтожены не только стратегические, но и оперативные виды вооружений, и в Украине осталась только тактическое оружие”, – говорит военный эксперт.
В качестве примера он привел еще остававшиеся на вооружении ВСУ ракетные комплексы “Точка” и “Точка-У” дальностью 90-120 километров ракетами с истекшим сроком годности. “С начала войны мы вынуждены были в ускоренном темпе восстанавливать обороноспособность и наращивать вооружения. Сейчас мы развиваем ракетные системы залпового огня с высокоточными боеголовками, а также программу “Нептун” – крылатые ракеты класса “берег-берег” и “берег-корабль”; а также ракетную программу “Гром-2”, – напомнил генерал.
По его словам, во времена президентства Януковича министра обороны Украины Михаила Ежеля пригласили в Россию, и, вернувшись из этой поездки, он начал сворачивать “Гром-2” и другие оборонные программы. “Именно поэтому, ввиду всего происходящего я уволился в 2010 году, хотя имел возможность служить в Генштабе еще два года до пенсии”, – отметил Романенко.
Экс-заместитель начальника Генштаба заметил, что радиус дальности разрабатываемых сегодня украинских ракет все еще ограничен, однако, если использовать для их доставки самолеты, ограничения фактически снимаются. “Во время аннексии Крыма россияне угрожали, что массово применят ракетное оружие и самолеты. Украина тогда была не готова к этому. Наши союзники также давили на нас, чтобы мы решили вопрос мирно.
Однако сегодня Украина уже была готова к переходу в режим военного положения, и он был введен именно из соображений безопасности, а не по политическим причинам”, – подчеркивает Романенко.