Жесткая борьба Евросоюза с Москвой за влияние в шести странах, ближайших к границам России, получит новый раунд на этой неделе. Но блок не решается дать некоторым из этих стран обещания, которые они хотят услышать.
Об этом пишет Financial Times, передает ZN.UA
Украина раздражена тем, что саммит Восточного партнерства, который пройдет в пятницу, не даст ей или другим 5 постсоветским странам никаких намеков на перспективу членства в ЕС. Тем временем, надежды Брюсселя привлечь Беларусь к более тесных отношений потерпят символический удар, если автократ Александр Лукашенко не примет приглашение на саммит.
Издание напоминает, что программа Восточного партнерства ставит целью притянуть Украину, Молдову, Грузию, Азербайджан, Беларусь и Амернию ближе к орбите ЕС. Первые три страны подписали соглашения об ассоциации и создании зон свободной торговли, которые открыли перед ними доступ к единому рынку ЕС, дали возможность безвизовых путешествий и наделили другими привилегиями. Но другие три отказались подписывать такие соглашения, оставшись близкими с Россией. Отказ экс-президента Украины Виктора Януковича подписать соглашение об ассоциации с ЕС в 2014 году из-за давления Москвы вызвал уличные протесты, которые привели к свержению его режима. После этих событий началась геополитическая напряженность между Россией и Западом.
Аналитики говорят, что ЕС должен использовать саммит Восточного партнерства для того, чтобы приманить к себе дополнительными выгодами те страны, которые все же подписали соглашения об ассоциации, а также чтобы начать строить лучшие отношения с теми странами, которые остались на орбите Москвы.
«ЕС нужно подчеркнуть свою приверженность к региону», — считает главный аналитик «Центра европейской политики» Аманда Пауль, подчеркивая, что программа «Восточного партнерства» за восемь лет своего существования укрепила стабильность и защищенность союза.
«Но с течением процесса становится все труднее оправдать ожидания некоторых стран-участниц программы», — добавила она.
ЕС также нужно найти внутренний баланс между посткоммунистическими странами-членами, которые требуют более амбициозных целей для Восточного партнерства, и старых западноевропейских стран, которые не хотят давать никаких гарантий относительно расширения союза в будущем. Некоторые столицы боятся спровоцировать Москву.
Киев добивается заявления о том, что он сможет присоединиться к ЕС в будущем, когда будет готов и выполнит все условия. Но в проекте итогового заявления саммита, с которым ознакомились журналисты Financial Times, указано лишь, что «участники саммита признают европейские устремления и европейский выбор соответствующих партнеров». Заместитель главы Администрации президента Украины и бывший украинский посол в ЕС Константин Елисеев на прошлой неделе подчеркнул, что ЕС должен использовать саммит, чтобы «сказать нам, за что мы боремся».
«Украина добивается простого сообщения: «Вы сможете присоединиться, когда будете готовы». Для нас это будет значить многое, а для ЕС не будет стоить ничего», — подчеркнул он.
Но такое заявление почти невозможно для ЕС после прошлогоднего референдума в Нидерландах, на котором избиратели проголосовали против ратификации соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, которая была подписана после свержения режима Януковича. Лидерам ЕС пришлось выпустить заявление с пояснениями, в которой они указали, что соглашение о партнерстве не гарантирует Украине присоединение к ЕС в будущем или расширения гарантий безопасности. Только после этого Гаага ратифицировала украинско-европейское соглашение.
Неназванный дипломат ЕС, который привержен позиции Украины, сказал Financial Times, что политики почти невозможным изменение проекта итогового заявления саммита.
«Выйти за пределы языка, который уже согласован, было бы трудно и возможно даже контрпродуктивно», — сказал он.
Путин начал вербовать наемников еще из одной страны: отправляют сотнями в Украину
Войны, гонка ИИ и энергетический переход: Даниэль Ергин о вечных движущих силах геополитики
Пенсионеры получат автоматические доплаты: кому начислят надбавки
АЗС снизили цены на бензин и дизель в начале недели: автогаз продолжил дорожать
Спор с Украиной отражает более широкую проблему с ясностью цели соглашений о партнерстве между ЕС и странами без членства. Становятся ли страны-партнеры потенциальными членами союза, или же они окажутся в статусе партнера навсегда.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook