Украина осталась без донбасского антрацита. В ответ на «национализацию» украинских предприятий и обострения ситуации на востоке СНБО запретила любое передвижение грузов через линию соприкосновения. Теперь нашей стране придется покупать уголь за границей.
Тариф на электроэнергию придется повысить как минимум на 30%, пишет «Сегодня«.
Украина завозила из предприятий, которые находятся на временно не подконтрольных территориях, до девяти миллионов тонн угля ежегодно. Одна тонна такого угля обходилась в 1730 гривен, в то же время, согласно формуле «Роттердам+», импортный уголь стоит около 3000 гривен, заявил в эфире одного из телеканалов вице-премьер Павел Розенко. В этом году Украина полностью отказалась от угля из т. н. «ДНР» и «ЛНР». Теперь его придется закупать за границей. По словам главы НКРЭКУ Дмитрия Вовка, в 2017-м Украина импортирует 5,6 миллиона тонн. Это значительно меньше, чем в прошлом году. Объемы потребления сократили после решения правительства о введении чрезвычайного положения в энергетике.
Если раньше на генерацию электроэнергии тратили 30 тонн антрацита в сутки, после введения чрезвычайного положения объем потребления снизили до 20 тысяч тонн. Кроме того, генерация поэтапно будет переходить с антрацитового угля на уголь газовой группы. На это, по подсчетам правительства, понадобится два-два с половиной года.
Даже с углем из т. н. «ДНР» Украине приходилось импортировать антрацит. В прошлом году, как сообщает Государственная фискальная служба, больше всего угля Украина закупила в России. Так, 906 миллионов долларов потратили на российский уголь, 212 миллионов долларов на уголь из США и 94 миллиона – на импорт из Канады.
Министр энергетики Игорь Насалик уже заявил о том, что ведомство готовит распоряжение о запрете импорта из России. «Я будут вносить на заседании Кабинета министров распоряжение о том, чтобы никакого угля энергетического не было с территории России. Имеется в виду антрацитовой группы», – сказал министр. В тоже время Владимир Гройсман предположил, что наше государство будет покупать уголь у Соединенных Штатов Америки, Австралии или в Южной Африке. Такое решение повлияет на себестоимость генерации электроэнергии.
Тариф на свет для населения, пояснил премьер, рассчитан с учетом стоимости украинского угля, который в том числе завозили из временно не подконтрольных территорий. «На «Роттердаме» уголь стоит около 3000 гривен, а в тарифе он заложен на уровне 1730 гривен. Не так ли? Поэтому 3000 гривен – это фейк. В Роттердаме покупать уголь сейчас невозможно только потому, что он вдвое дороже, чем заложено в цену электроэнергии», – завявлял премьер-министр на заседании правительства в феврале этого года.
«На «Роттердаме» уголь стоит около 3000 гривен, а в тарифе он заложен на уровне 1730 гривен. Не так ли? Поэтому 3000 гривен – это фейк. В Роттердаме покупать уголь сейчас невозможно только потому, что он вдвое дороже, чем заложено в цену электроэнергии», – заявлял премьер.
Еще несколько недель назад Павел Розенко утверждал: если отказаться от угля из т.н. «республик» и покупать его только за границей, тариф на электроэнергию для населения придется повысить еще на 30%.
«Если мы хотим, и «блокадники» хотят, чтобы мы закупали уголь на внешних рынках по цене «Роттердам +» и платили за это цену выше трех тысяч гривен, они должны говорить, что вследствие этого нынешняя цена на электроэнергию должна вырасти еще минимум на 30%», — сказал Розенко 16 февраля в эфире телеканала «112 Украина».
Сейчас при потреблении более 100 киловатт каждый кВт*час стоит 1,68 гривни. Если электроэнергия подорожает на 30%, каждый кВт*час будет стоить больше двух гривен.
Глава Жилищного союза Украины Александр Скубченко предполагает: тариф для населения действительно могут повысить, однако электроэнергия подорожает незначительно – на 10-15%, или 16-25 копеек за каждый кВт*час при потреблении больше 100 киловатт.
«Плановые повышения электроэнергии закончились. Внеплановые – пожалуйста. В производстве электроэнергии тоже есть свои составляющие. Как только одна из составляющих дорожает, у производителя появляется право увеличить тариф. У нас хотя бы один квартал прошел без повышения тарифов? Не было такого. В любом случае, если повышение и будет, это будет не в разы. Я думаю, в пределах 10-15% тариф повысят», – говорит глава Жилищного союза Украины Александр Скубченко.
В Киевской области достроят транспортную развязку на автотрассе Киев-Одесса
США сильнее Путина: Зеленский раскрыл ключ к завершению войны в Украине
ГУР отреагировало на вбросы об "особо массированном обстреле" Украины
Путин скорректировал условия прекращения войны с Украиной
К слову, НКРЭКУ уже приняла решение повысить оптово-рыночную цену (ОРЦ) электроэнергии на 1% с первого апреля. Если на данный момент каждый МВт*час стоит 1341,5 гривни, уже в следующем месяце за этот объем электроэнергии придется заплатить 1354,9 гривни.
До этого в комиссии обещали снизить тариф ОРЦ на 5,8%. «В существующих условиях, в том числе из-за блокады, вынуждены сообщить об отмене ранее запланированного решения о снижении оптово-рыночной цены с 1 апреля 2017 года», — пояснил Дмитрий Вовк на своей странице в соцсети.
Александр Скубченко отмечает: если решение о пересмотре тарифа на электроэнергию примут, для украинцев подорожают и другие коммунальные услуги. В структуре тарифа на холодную воду 25% – стоимость электроэнергии. Еще 38% в структуре тарифа занимают заработные платы, которые также выросли за прошедший год. НКРЭКУ еще до проблемы с дефицитом угля анонсировала в 2017-м рост тарифов на воду в среднем на 9%. «Киевводоканал» планировал поднять свой тариф на 16,4%. На данный момент кубометр холодной воды стоит 13,77 гривни, после подорожания за куб воды придется платить больше 16 гривен.
«Новые тарифы утверждены городской властью. Тариф должен соответствовать затратам, которые несут предприятия. Не должно быть социального популизма», – уверен заммэра Южного Дмитрий Любивый.
Как пояснили в комиссии, предприятия обязаны подать заявления с просьбой установить новые тарифы до 10 августа.
Кроме того, от стоимости электроэнергии и холодной воды зависит тариф на горячую воду. «Что такое горячая вода? Это подогретая холодная вода. Конечно, от стоимости холодной воды зависит и тариф на горячую», – говорит Александр Скубченко. При этом, стоит отметить, что больше 60% в структуре тарифа на горячую воду – стоимость газа.