Боевые действия на Донбассе вновь активизировались. В течение недели почти на всей линии фронта велись артиллерийские дуэли.
А подконтрольный Кремлю лидер сепаратистов Денис Пушилин вообще заявил – война на пороге, передает ICTV.
«Сейчас мы вообще находимся на грани большой войны. Наш конфликт не является внутреннеукраинским, он полностью перекликается с тем, что происходит в Сирии, Йемене, восстание в Македонии и в связи с этим все может обостриться в считанные часы», — заявил Пушилин.
Обострение ситуации на фронте и громкие заявления заставили экспертов говорить о новых сценариях Путина на Донбассе.
«Проблемы будут, потому что сейчас два лучших летних месяца июль-август для ведения широкомасштабных боевых действий. Ничего для заморозки не делается, делаются только усилия для укрепления военных возможностей», — говорит российский военный эксперт Павел Фельгенгауэр.
То, что Путин готовил широкомасштабное наступление, подтверждает вот этот план Генштаба РФ, который украинские силовики получили в ходе спецоперации. По нему, Россия захватывает левобережную Украину по линии Днепра за 15 суток. Документ с грифом «совершенно секретно» опубликовал нардеп Антон Геращенко. По его информации, этот план был утвержден в начале апреля в Санкт-Петербурге штабом Западного военного округа Генштаба РФ. Операцию должна провести специальная группировка войск «Север». В документе — направления наступлений, сильные и слабые стороны украинской армии, критически важные объекты и разведданные. В Кремле наличие подобного плана сразу же опровергли. Но российский военный эксперт Павел Фельгенгауэр, изучив документ, сказал «Фактам недели», что план реальный. Правда учебный. «Совершенно секретно» — гриф незначительный, соответствует западному «просто секретно» — это ерунда. Гриф неправильный. И второе по структуре, если бы там действительно планировалась масштабная операция, то был бы создан объединенный оперативный штаб, при чем межведомственный. Не только участвовали Минобороны, а ФСБ, МВД, так это было во время войны с Грузией, Чечня Северный Кавказ», — отметил Фельгенгауэр.
Настоящие планы оперативного применения вооруженных сил РФ имеют строгий гриф — ОВ – «особой важности» – с максимально ограниченным доступом. Срок реализации спецоперации истек. Но учения отрабатываются. И это означает — полномасштабное наступление все же возможно. Пока в Генштабе разрабатывают планы по захвату Украины, Путин бряцает ядерным оружием перед Западом. «В текущем году состав ядерных сил пополнят более 40 новых межконтинентальных баллистических ракет, которые будут способны преодолевать любые, даже самые технически совершенные системы противоракетной обороны», — заявил Путин. Это недвусмысленный намек цивилизованному миру – вы нам санкции, мы вам – реальную угрозу. «Он прекрасно понимает, что никаких других способов сегодня убедить Запад, запугать Запад, чем вопросами вероятной ядерной войны у него не остается», — говорит политолог Тарас Березовец.
На намерения Путина расширять ядерный потенциал почти сразу же отреагировали в НАТО. «Эта русская игра ядерными мускулами — это не оправдано, это дестабилизационно и это опасно. Это то, что адресуется нам и то, что заставляет нас усиливать нашу оборону», — сказал генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. Заявления российского президента и взгляды Европы на решение конфликта на Донбассе в эксклюзивном интервью «Фактам недели» в Киеве прокомментировал экс-премьер-министр Великобритании Тони Блэр. «Президент Путин пытается дать очень четкий сигнал Западу. Я думаю, мы должны слышать эти сигналы, но думаю, слышать без страха. Я не уверен, чего реально хочет Кремль именно сейчас. Но я знаю, какие направления указаны в их плане – это дальнейшая агрессия», — отметил Блэр.
Для Путина конфликт на Донбассе — долгосрочный рычаг воздействия на Запад. Для Украины же это – палки в колеса на пути в Евросоюз и НАТО. Такие как конституционные изменения и внеблоковость, которые активно педалируют подконтрольные Кремлю лидеры так называемых «ДНР» и «ЛНР».
«Конституция — это важно, но перед Конституцией должна стоять безопасность и отсутствие насилия. Мы, например, имеем достаточно длительный опыт в Великобритании, разные нации внутри Британии, противоположные взгляды внутри сообщества относительно будущего. Но в случае Восточной Ирландии мы нашли исключительно мирный процесс. В вашем случае это Минские договоренности. Если нет, то это будет катастрофа для всех», — сказал Блэр.
Пока что на фоне Минских договоренностей Путин сохраняет в Украине тлеющий конфликт. На днях в прессе появилась информация о якобы негласном компромиссном решении, которое Москва предложила Киеву: «Распространить особый режим местного самоуправления на территории Луганской и Донецкой областей. Наделить регионы более широкими полномочиями. И поставить туда лидеров, согласованных с Киевом, Москвой и другими участниками минского процесса. Боевиков амнистировать и переформатировать в народную милицию». «Этот план содержит некую вещь, которая является основной целью России. То есть смена режима в Киеве. Потому что там говорится о том, что нынешнюю коалицию нужно разобрать, возможно провести новые выборы в Раду. Сформировать новую коалицию. Может там будет Порошенко, но вместо Яценюка должен быть там, например, Медведчук», — говорит Фельгенгауэр.
«Это наихудший вариант, потому что получается так, что население становится заложниками каких-то лидеров. Украинцы имеют право на нормальное государство и отдавать их вот этим лидерам типа Губарева и так далее — это же страшно. Это преступление», — говорит политолог из Нидерландов Роберт Ван Уорен.
Тем временем самопровозглашенные лидеры оккупированных территорий и так называемые ополченцы стремительно теряют поддержку местного населения. Недавно в Донецке прошел стихийный митинг местных жителей возле обладминистрации. Люди требуют от самозваного лидера так называемой «ДНР» прекратить войну. Сам Захарченко заявил, что это были провокаторы из Киева. Отчаялись в проекте «Новороссия» даже его самые ярые сторонники. Игорь Гиркин днях заявил о полном фиаско «русского мира» на Донбассе. «То, что мы имеем сейчас в Украине, в «Новороссии» — это колоссальный провал, который можно замазать только, я не знаю, как его замазать можно. Была сделана ставка на то, чтобы договориться с Украиной», — сказал Гиркин.
Водителям объяснили, что означает новая разметка в виде белых кругов
В Украине могут запретить "нежелательные" звонки на мобильный: о чем речь
"Чистой воды афера": Попенко объяснил, кто и как пилит деньги на установке солнечных батарей
В Украине ужесточили правила брони от мобилизации: зарплата 20000 гривен и не только
Тем временем в Минске прошел очередной раунд переговоров трехсторонней контактной группы. Стороны вновь ни о чем не договорились. «Все эти вопросы непростые. Думаю, что можно сказать, что они все рабочие группы работали конструктивно и сделали прогресс. Но прогресс, чтобы был прорыв, надо заслужить. Мы еще до этого не дошли», — заявила Хайди Тальявини. Несмотря на все, Минские договоренности остаются хоть плохим, но все же предохранителем активных боевых действий. Впрочем, судя по ситуации на фронте, Путин таки готовится к летней военной кампании. «И это может где-то к сентябрю закончиться Минском-3», — считает Фельгенгауэр.
Пока же Москва требует, чтобы боевиков посадили за стол переговоров. В качестве полноправных переговорщиков. Киев стоит на своем – трехсторонняя группа и четвертый в ней лишний. А цивилизованный мир продолжает держать в рукаве существенный козырь – отключение от международной банковской системы и государственных российских банков. «Отключение «Свифта» они держат, далее ничего более мощного такого нет. Поэтому они будут держать до конца. Когда уже станет понятно, что все, ситуация неотвратима», — говорит Тарас Березовец. Какой из заготовленных сценариев на Донбассе Путин использует этим летом, станет известно уже через несколько недель.