Кабинет министров планирует лишить Верховную Раду права назначать членов наблюдательных советов госбанков.

Об этом пишет Деловая столица.

Соответствующие изменения предусмотрены в рамках стратегии, разработанной совместно с МВФ и Всемирным банком. Сейчас набсоветы госфинучреждений формируются в соответствии с квотами: одинаковое количество членов на 5 летний срок назначают парламент, президент и правительство.

«В своей стратегии развития госбанков Минфин предлагает формирование набсоветов в соответствии с новым и одинаковых для всех госбанков прозрачным механизмом, который позволит выбирать действительно независимых и высококвалифицированных членов. Минфин также инициирует введение четких и открытых критериев отбора кандидатов, которые будут отвечать мировым стандартам OECD», — рассказали «ДС» в пресс-службе финансового ведомства. За счет этого планируют снизить политизированность набсоветов госбанков, чтобы те сфокусировались на прибыльной работе. Это позволит оздоровить банковскую систему и направлять больше денег в развитие экономики, вместо капитала госбанков.

На данный момент госфинучреждения формируют четвертую часть убытков банковской системы. По данным НБУ, отрицательный финрезультат Ощадбанка по итогам 9 мес. 2015 г. составлял 5,4 млрд грн, Укрэксимбанка — 8,33 млрд грн (для сравнения: общий «минус» по системе за этот период — 52,2 млрд грн). «Госбанки — носители постоянного риска необходимости бюджетных затрат на докапитализацию. Только в этом году их уставные капиталы выросли на 20 млрд. грн.», — говорит руководитель аналитического отдела ИК Concorde Capital Александр Паращий. И это еще не предел. В средине июня Минэкономразвития и Минфин оценили необходимую сумму докапитализации только Ощадбанка и Укрэксимбанка на уровне 46,8 млрд грн.

В том, что НБУ приходится печатать деньги для госбанков, немалая вина народных депутатов. Рекордные убытки Укрэксимбанка связывают с необходимостью формировать резервы именно под проблемные кредиты, которые не вернули заемщики, аффилированные с высокопоставленными лицами. Как сообщали СМИ, порядка 200 млн евро займов «Укрэксимбанк» по указке «сверху» выделил в свое время структурам, связанным с Андреем и Сергеем Клюевыми (по данным других источников, эта сумма в 2 раза больше — свыше 450 млн евро). Теперь банк пытается взыскать имущество нерадивых заемщиков в судебном порядке. Очевидно, именно на этот факт и намекал Арсений Яценюк, говоря, что «Государственный экспортно-импортный банк должен заниматься не кредитованием бог знает кого, а кредитованием экспортных операций». Принадлежащая Клюевым Activ Solar успела задолжать кругленькую сумму и Ощадбанку.

Не лучше обстоят дела и с другими «околопарламентскими» заемщиками. К примеру, группа «Креатив», принадлежавшая ранее народному депутату, члену группы «Партия «Возрождение» Станиславу Березкину (в сентябре этого года группа сменила владельцев), задолжала Ощадбанку более 6,3 млрд грн., Укрэксимбанку — свыше 2 млрд грн. Теперь новые собственники группы ведут переговоры о реструктуризации этих кредитов.

Предприятия-заемщики, связанные с депутатами, имеют в целом очень неблагополучную кредитную историю. Ранее, во время финансового кризиса несколько крупнейших банков составили «черный» список самых проблемных должников. В нем оказался ряд предприятий, конечными бенефициарами которых были 47 владельцев. Почти половина из них оказалась народными депутатами.

Какая квота в набсовете госбанков останется у правительства после реформы, в Минфине не говорят. Но можно не сомневаться, что решающий голос останется за Кабмином. «Логично — тот, кто отвечает за бюджет, должен иметь больше влияния на госбанки. Депутаты у нас никакой ответственности ни за что не несут. Соответственно, в их влиянии на набсоветы госбанков нет никакой логики. Не факт, что новая инициатива уменьшит количество коррупционных кредитов. Но мы будем более уверены, что парламент к ним отношения уже не имеет», — отмечает Александр Паращий. Фактором риска остается и то, что для Минфина госбанки — главным образом инструмент для финансирования госкомпаний, даже если при этом нарушаются все принципы риск-менеджмента.

Тема грядущей реформы госбанков муссируется на протяжении всего этого года. Еще в феврале управляющий директор ЕБРР по вопросам Восточной Европы и Кавказа Франсис Малиж заявлял, что банк готовит концепцию модернизации украинских госбанков путем их частичной коммерциализации (при этом более 50% капитала должно было по-прежнему оставаться в госсобственности). Перспективы госучреждений обсуждались и позднее. В октябре замминистра финансов Артем Шевалев сообщил, что правительство подумывает о внедрении корпоративного управления в госбанках. Полную версию реформы ведомство обещает обнародовать уже в декабре. Сейчас доля госбанков в активах банковской системы составляет порядка 27%. Но, по некоторым оценкам, к концу следующего года она может увеличиться и до 45%.