Белый дом решил дать Меркель шанс решить дело миром. Если Минские соглашения не будут соблюдаться, в Вашингтоне вернутся к вопросу о предоставлении Украине оружия американское правительство поддержало заключение новых минских договоренностей 12 февраля, но подчеркнуло необходимость их имплементации в полном объеме.
Об этом пишет в колонке Нового Времени эксперт американского Brookings Institution, дипломат, бывший посол США в Украине Стивен Пайфер.
«В Вашингтоне многие выражают скепсис по поводу намерений России у сепаратистов выполнять взятые на себя обязательства. Провал перемирия воскресит дебаты о предоставлении Украине оборонительных вооружений.
США поддерживают Минские соглашения, потому что надеются, что это позволит принести мир в Украину и нормализовать ситуацию в регионе. Госсекретарь Джон Керри опубликовал заявление, приветствующее заключение соглашения, а президент Обама присоединился к остальным лидерам G7, которые выразили свое одобрение и поддержку.
Американские аналитики отмечают, что Порошенко было непросто пойти на это соглашение, но, похоже, выбора у него практически не было: свою роль сыграли ухудшающаяся ситуация на фронте и все углубляющийся экономический кризис. Большинство сходятся на том, что условия Минска-2 менее выгодны для Украины, чем сентябрьские. К примеру, американские чиновники еще осенью заявили о том, насколько важно обеспечить контроль над российско-украинской границей при помощи наблюдателей ОБСЕ. Сентябрьское соглашение предусматривало немедленную имплементацию такого решения, а согласно новому договору Украине придется ждать до конца 2015 года.
Атаки российских солдат и сепаратистов на Дебальцево только подчеркнули, насколько ненадежно заключенное в Минске перемирие
Правительство уважает роль Меркель в заключении соглашения. Некоторые задаются вопросом, почему США не принимали участие в переговорах. Во-первых, нас не приглашали присоединиться. Во-вторых, Белый дом хочет, чтобы Западная Европа взяла на себя инициативу в решении украинского конфликта и верит в способности канцлера Меркель. У канцлера есть принципы, от которых она не отступит. К этим принципам относится и убеждение, что Европа не должна позволять силой менять границы независимых государств. США с этой точкой зрения абсолютно согласны.
Не думаю, что присутствие США за столом переговоров в Минске позволило бы сойтись на условиях, более выгодных для Киева. Тот факт, что Вашингтон не являлся прямым участником переговоров, дало ему больше свободы и позволило сыграть роль «плохого полицейского», подняв вопрос предоставления Украине военной помощи, в том числе – оборонительных вооружений. Пресс-конференции Меркель и Обамы, прошедшие 9 февраля – классический пример разыгрывания сценария «плохого и хорошего полицейских» в отношении российско-украинского конфликта.
Вашингтон считает, что Минск-2 крайне хрупок. Мало кто верит, что сепаратисты настроены серьезно. Джон Керри сказал: «Мы будем судить о намерениях России и сепаратистов по их действиям, а не словам».
Атаки российских солдат – американское правительство открыто обвинило войска РФ в участии в конфликте на Востоке Украины – и сепаратистов на Дебальцево накануне вступления режима прекращения огня в силу только подчеркнули, насколько ненадежно заключенное в Минске перемирие, как и недавние данные о нарушении режима прекращения огня в Дебальцево и Широкино. Попытки Москвы дистанцироваться от соглашения – заявление пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова о том, что Москва не является стороной переговоров, только усиливает подозрения, что Кремль и не собирается ничего выполнять.
Если с прекращением огня не сложится и соглашение провалится, Вашингтон вернется к вопросу о предоставлении Украине военной помощи и новых оборонительных вооружений. Пока президент Обама был крайне осторожен в этом вопросе и явно пытался дать Меркель шанс продвинуть мирное решение конфликта. Если же эта попытка не удастся, в американском правительстве поднимут головы сторонники предоставления оружия – Конгресс уже работает над законами, которые дадут США такую возможность. На президента будут ощутимо давить, чтобы он принял необходимое решение», — говорится в публикации эксперта.