«В конце августа президент Порошенко обнаружил, что времени у него в обрез: повстанцы-сепаратисты при поддержке тысяч российских военных наносили удары по украинским силам на востоке страны».
Так утверждает The Financial Times во второй статье цикла «Битва за Украину», подготовленной неназванными корреспондентами издания. Первая статья называлась Битва за Украину: как Запад потерял Путина.
Чтобы Путин поскорее согласился на прекращение огня, Порошенко использовал свой козырь, пишет газета.
«Порошенко сказал российскому президенту, что, если прекращения огня не будет, сотрудники его аппарата выложат в интернет сотни армейских жетонов, которые были конфискованы у российских военных, взятых в плен или убитых на Украине. Они также свяжутся с женами и матерями россиян, чтобы разъяснить, где находятся их мужья и сыновья», — говорится в статье.
Спустя несколько дней Порошенко привез проект соглашения о прекращении огня на саммит НАТО. Через сутки оно было подписано.
«Историю об армейских жетонах Порошенко рассказал нескольким высокопоставленным западным официальным лицам, хотя российские официальные лица ее не подтверждают», — говорится в статье.
Итак, 5 сентября были подписаны Минские договоренности. «Но, когда в последние недели вновь начались ожесточенные бои, это документ стал символом еще одного срыва попыток обуздать амбиции России на Украине», — говорится в статье.
Газета детально описывает путь к Минским договоренностям.
Одна из важнейших встреч имела место 26 августа. На ужине в Минске присутствовали Путин, Порошенко, три комиссара ЕС, а также Лукашенко и Назарбаев.
«Хотя через границу Украины хлынули российские танки, никто не желал упоминать о войне», — пишет газета. Даже на пленарных заседаниях, когда Порошенко заговаривал о боях, Путин переводил разговор на тему торгового соглашения Украины с ЕС.
По данным газеты, тогда Путин «снова попытался сорвать это соглашение». Он настаивал на новых переговорах о 2340 тарифных линиях, Порошенко не уступал.
Затем Порошенко и Путин уединились в отдельной комнате. «По словам некого чиновника, который присутствовал в Минске, Порошенко начал с того, что потребовал вывести российские войска с Украины», — говорится в статье. Путин отрицал, что на Украине вообще находятся российские войска. «Затем он угрожающим тоном добавил, что если бы он действительно захотел совершить вторжение, то его 1,2 млн солдат с самыми современными в мире вооружениями за два дня могли бы войти в Киев, или в Таллин, Вильнюс, Ригу, Бухарест», — говорится в статье.
Водителям объяснили, что означает новая разметка в виде белых кругов
Зеленский: Путин сделал второй шаг по эскалации войны
Аудит выявил массовые манипуляции с зарплатами для бронирования работников
В Киевской области достроят транспортную развязку на автотрассе Киев-Одесса
Порошенко изложил мирный план и сказал, что, если Путину он не нравится, пусть предложит что-то свое.
В последующие дни разговоры продолжились, уже по телефону.
«Если верить одному западному дипломату, Порошенко боялся, что если он не обеспечит победу или примирение, то «через два дня уйдет [с президентского поста]». Но Путин тоже испытывал давление, поскольку в Россию просочились новости о телах российских солдат, которые доставлялись с Украины», — говорится в статье.
3 сентября Путин и Порошенко договорились о принципах соглашения.
4 сентября Порошенко привез проект соглашения на саммит НАТО. Он заявил западным лидерам: чтобы усилить давление на Россию, Западу следует ввести новые санкции, но ЕС должен проявить большую гибкость при имплементации торгового соглашения с Украиной, в том числе заново провести переговоры о тысячах тарифных линий, передает FT.
Обама уточнил, кто хочет переговоров о тарифных линиях — Украина или Путин? Порошенко сказал, что сам этого хочет. «Обама обернулся к Меркель: если этого хочет Украина, почему бы нет? Меркель согласилась», — пишет газета, ссылаясь на неназванного очевидца.
Но европейцы испугались: если торговое соглашение ЕС с Украиной не будет ратифицировано, Порошенко «выкинут из окна, как раньше Януковича» (согласно образному выражению неназванного чиновника).
Многие наблюдатели сочли: Обама хотел примирения на Украине любой ценой, чтобы сосредоточиться на проблеме ИГИЛ.
Глава Еврокомиссии Баррозу уперся, и был предложен компромисс: ратифицировать торговое соглашение, но отложить до 2016 года открытие украинского рынка для европейских товаров. «Российский министр согласился на этот компромисс, за что Кремль позднее сделал ему суровый выговор», — пишет газета.
5 сентября представители Киева, Москвы, ЛНР и ДНР подписали договоренности о прекращении огня.
Оптимизм вскоре рассеялся. «Россия не выполнила ключевые положения, которые позволили бы Украине взять под охрану ее границы, и сегодня через эти границы продолжает поступать российская военная помощь. Провалились попытки Меркель и других лидеров при личных встречах в Брисбене и Милане убедить Путина выполнить договоренности», — говорится в статье.
По мнению газеты, поскольку боевые действия вновь обострились, Минские соглашения теперь почти что мертвы.
«Эскалация вновь породила в западных столицах недоумение относительно мотивов Путина. Может быть, он пытается принудить Запад к более широким переговорам — например, о его требовании гарантий невступления Украины в НАТО? Или стремится создать «замороженный конфликт» на востоке Украины, чтобы дестабилизировать киевское правительство?» — говорится в статье. Возобновились и споры о поставках оружия Украине, которые могут рассорить ЕС с США.
По словам неназванного экс-посла Германии, Меркель сделала печальный вывод. «Может быть, он не заинтересован в восстановлении порядка, — сказал источник о Путине. — Может быть, советники говорят ему, что России будет лучше в мире, где нет порядка».