В кризис 2008-2009 годов количество плохих активов в украинских банках превыщало колоссальную отметку в 40%, что создавало существенный риск коллапса системы.
Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA заявил исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
По его словам, в последних заявлениях Международного валютного фонда четко говорится о том, что одной из задач Центрального банка Европейского Союза является наведение порядка с качеством активов внутри еврозоны и в целом Европы. Это непосредственно касается и банковской системы Украины.
«Ухудшение банковского портфеля в нашей стране произошло гораздо раньше, чем это происходит сейчас», — отмечает О. Устенко.
Эксперт акцентирует, что качество банковского портфеля Украины было резко ухудшилось еще в 2007-2008 годах, а не в настоящее время.
«Это тот период времени, когда в Украине резко росло кредитование. В среднем в 2006-2008 годах кредитование в год увеличилось на 70%, это был просто колоссальный рост», — поясняет он.
По словам директора фонда, такой колоссальный рост кредитования в стране означал, что, во-первых, надзор за банковским сектором ухудшился, во-вторых, банки вели крайне рисковую политику, и в-третьих, на фоне такого 70-процентного роста кредитования банки давали возможность брать кредиты в иностранной валюте для заемщиков, которые имели свои доходы в гривнах.
«В тот момент времени, в конце 2008-го-середине 2009-го, когда разразился кризис 2008-2009 годов, качество банковского портфеля было резко ухудшено. Есть такое понятие NPL (non-performing loan — «неработающая ссуда»). По состоянию на середину 2009 года, по оценке международного рейтингового агентства Fitch Ratings, количество плохих активов в украинском банковском секторе, превыщало отметку в 40%. Это колоссальная цифра, по всем определениям, это очень-очень много», — отметил О. Устенко.
По его словам, в тот момент времени ожидалось, что банковский сектор начнет проводить свою расчистку. Расчистка эта связана с тем в ситуации ухудшения качества банковского портфеля необходимы серьезные вливання капитала в банк.
«Однако в тот момент времени по целому ряду причин банковский сектор Украины смог как-то «выкарабкаться». Эта проблема осталась, но была отсрочена. Банковский сектор тогда не взорвался, хотя мог взоваться уже в тот кризис. Эта отсроченная проблема могла тянуться длительный период времени, но ее все равно надо было решать, опять-таки путем рекапитализации банков, реструктуризации проблемных кредитов, которые были взяты населеним, в том числе и в валюте. К сожалению, в тот момент времени этого не произошло и тянулось долго-долго до тех пор, пока не началась новая девальвация», — поясняет эксперт.
Напомним, банковский сектор Украины по-прежнему остается в центре внимания Международного валютного фонда. В обнародованном тексте меморандума между МВФ и Украиной вопросам оздоровления отечественных банков уделено 10 страниц, где основной акцент сделан на продолжении стресс-тестов и более активной расчистке накопленных проблемных кредитов. МВФ считает «сильный» финансовый сектор одним из ключевых факторов стабилизации украинской экономики.