Сама идея создания «бридж-банков» является в экономической практике механизмом решения последствий финансовых кризисов в банковских системах. Смысл всего заключается в том, что создаваемый бридж-банк, крупное финучреждение, выкупает у терпящего крах финучреждения работоспособные активы, ликвидные пассивы, а также самое главное — клиентскую базу, над созданием которой так борется каждое финучреждение. В старом «болеющем» банке остаются все его долги, обязательства перед кредиторами, проблемные активы и долги, которые подлежат реструктуризации. Существование такого банка в дальнейшем уже является вопроса судьбы: либо он будет реанимирован, либо же выведен с рынка.

Таким образом, отмечают эксперты «Хвилі», из «болеющей» части украинского банковского сектора будут «выкачаны» все хорошие активы, а финучреждения, которые окажутся недееспособными , будут вынуждены уходить с рынка. Способствовать им в этом будут действия НБУ, который будет четче отслеживать деятельность банков, контролировать их ликвидность.

Как уже сообщалось, Национальный банк Украины принял решение сократить срок предоставления банкам стабилизационных кредитов. Регулировать свою ликвидность за счет ресурсов НБУ финучреждение может теперь не более 90 дней. Таким образом, банки оказываются по угрозой реального прессинга со стороны регулятора в рамках действующего законодательства.

Судя по всему, западные авторы данного проекта для Украины считают, что создание такого банка вписывается в рамки цивилизованного регулирования бизнеса и является способом решения проблем, когда клиенты не чувствуют проблем от работы банков, которые тем временем борются за свое выживание, заняты поиском инвесторов и преодолевают финансовые трудности.

В рамках получения нового кредита stand by украинские власти взяли перед МВФ обязательство укреплять национальную банковскую систему, в частности предполагается усовершенствовать процедуру банковского регулирования и надзора, а также порядок раскрытия информации о реальных акционерах.

Однозначно, что Международный валютный фонд таким образом действует по принципу «консервного ножа», когда в рамках выделяемых стране кредитов проводит регулятивную деятельность путем прямого вмешательства в национальную экономику создавая фактически благоприятные условия ведения бизнеса для одних банков и зачищая переполненное банками пространство от менее защищенных финучреждений. Преимущественно, принадлежащих украинским инвесторам.

Малые банки уже обращались к представителям МВФ о том, что принимаемые нововведения со стороны регулятора ставят под угрозу существование украинской банковской системы в прежнем формате. Однако, как уже сообщалось, Международный валютный фонд настроен решительно и считает, что адекватная регуляторная среда необходима для усиление надзора за деятельностью финучреждения является необходимым условием для определения экономической и финансовой устойчивости работы банков.

В то же время, «Ассоциацию украинских банков» уже покинули два крупнейших банка с иностранным капиталом — «Райффайзен Банк Аваль» и «Укрсоцбанк», а в противовес АУБ под эгидой иностранных банков создается объединение, которое будет защищать права ее участников и лоббировать их интересы.

Создавав бридж-банк, деятельность которого по логике вещей будет находится под жестким контролем международных кредиторов, МВФ получит достаточный контроль фактически над всеми финансовыми потоками в банковской сфере, а точнее — их ликвидной частью. Перекупая у банков, которые могут испытывать трудности и которые будут выводиться с рынка, умирая долгой и мучительной смертью в борьбе их акционеров за существование, лучшие наработки, иностранный капитал получит контроль над всем лучшим, что успела создать украинская банковская система за все годы своего существования: клиентскую базу, ликвидные пассивы, хорошие активы, перспективные сегменты и отрасли экономики. Экономика оказывается связанной в рамках финансовых потоков по рукам и ногам единой сетью, главные рычаги управления которой ведут в контролирующий орган — МВФ.

«Хвиля»

10-08-2010 21-42