Международное энергетическое агентство (МЭА) 11 июня опубликовало на своем сайте статистику за март и I квартал нынешнего года, из которой следует, что ЕС уже несколько лет импортирует намного больше газа, чем добывает на своей территории. В 2008 году эти показатели соотносились как 438,3 миллиарда кубометров против 306,8 миллиарда кубометров (142,8%). В первые три месяца этого года импорт (110 миллиардов кубометров) превысил добычу (88 миллиардов) только на 125%. Мировой импорт за этот же период сократился на 11,3%. При этом США увеличили добычу и сократили импорт. Потребление газа в ЕС в I квартале, по данным МЭА, составило 173,5 миллиарда кубометров, что на 5,4% меньше, чем в соответствующий период 2008 года.

Серьезное падение этого показателя наблюдалось в марте — на 12,8%, до 50,7 миллиарда кубометров, что было обусловлено ранней и теплой весной. Собственная добыча ЕС в этом месяце сократилась пропорционально — на 12,3%, до 27 миллиардов кубометров. Зато импорт в марте упал на 18,1%, до 34,9 миллиарда кубометров, а экспорт — на 11,2%, до 17,6%. Мартовские показатели серьезно скорректировали квартальную отчетность: импорт упал на 13,7%, экспорт — на 0,9%. За январь-март падение потребления не превышало 2%, импорта — 12%, экспорт возрастал.

В Германии за этот период потребление выросло на 3,9%, во Франции — на 4,3%, Италия сократила его на 9,3%, Россия — на 13%. В этой ситуации больше всего, по данным МЭА, сократился импорт в ЕС из Нигерии (на 37,9%), а из России — на 35,3%.

Впрочем, «Газпром» приводит несколько другие данные: минус 38% в страны Западной Европы, минус 43% — в Центральную и Восточную. В «Газпроме» по-прежнему официально не комментируют причины падения экспорта, но неофициально говорят, что европейцы ждут резкого снижения цен на российский газ в III квартале, используя топливо местных производителей, импортный сжиженный газ (Алжир, Катар, Тринидад и Тобаго) и запасы в хранилищах. Потому что принцип «бери или плати» в контрактах с «Газпромом» вступает в силу лишь по итогам года, да и то не в виде штрафов, а с возможностью выбрать предусмотренные объемы в течение последующих пяти лет.

«В основном «Газпром» проиграл из-за негибкой ценовой политики и чрезмерной централизации управления. Похоже, что решение о предоставлении ценовой скидки не в компетенции даже Алексея Миллера (председатель правления «Газпрома», — ред.)», — считает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Цена в европейских контрактах «Газпрома» меняется вслед за котировками нефтепродуктов с отставанием в 6-9 месяцев по формуле цены.

В I квартале, по данным «Газпрома», монополия продавала газ по 498 долларов за тысячу кубометров (если выручку «Газпрома» от продажи газа в ЕС разделить на поставленные туда объемы и добавить 30-процентную экспортную пошлину). Правда, пошлина добавляется только к половине экспортного газа, рассуждает Корчемкин, поскольку были большие закупки в Средней Азии (объем неизвестен) без начисления пошлины. И тогда средняя цена «Газпрома» для ЕС составит 390-400 долларов, добавляет он. В то время как StatoilHydro продавала газ по 360-370 долларов, Shell — 333 доллара, BP — 196 долларов.

Заместитель директора научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев уверен, что еще одним аргументом для европейских потребителей стали регулярные газовые войны с Украиной. «Безусловно, европейские компании оценили неопределенность в отношениях с Украиной и постарались подстраховаться, в первую очередь отказываясь от топлива «Газпрома», — соглашается начальник аналитического отдела российской ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин. Напомним, ранее Россия неоднократно заявляла о неплатежеспособности НАК «Нафтогаз» и возможных перебоях с поставками газа в Украину, передает Коммерсантъ-Украина