Военнослужащий и бывший политический аналитик Виктор Андрусив высказался по поводу причин кризиса с мобилизацией в Украине и предложил пути его преодоления.
"Это то, о чем я постоянно кричу. Я же говорю, что когда-то на меня даже ТЦК написали официальное письмо, обвиняя меня в том, что я подрываю мобилизацию…
Потому что я тогда объяснял важный и интересный факт. Я решил примерно сосчитать количество видео, где кого-то задерживают. Я сидел, считал эти видео, искал их, но не нашел больше 20. Всего было где-то 20 и 90% этих видео из двух областей: из Закарпатской и Одесской.
Об одесском военкоме мы все знаем, поэтому понимаем, почему он прибегал к таким методам. Многие из тех людей, которых забирали в бусик, потом выходили с определенными финансовыми потерями... То есть, если мы посмотрим, то не было масштабных задержаний, но не было и должной реакции на эти видео, не было должной коммуникации”, - отметил он в беседе с политическим экспертом Юрием Романенко.
Андрусов отметил, что финансовая мотивация остается среди главных факторов:
"Эксцессы были, но на самом деле поток идет, люди приходят, зарабатывают, и это мотивирует многих. Что касается мотивации, то у нас есть примеры. Я как тыловой военнослужащий вижу, что сейчас, возможно, будут изменения, но многие из тех, кто служил со мной в тылу, перешли в боевые бригады из-за финансовой мотивации.
Они сменили место службы из-за 100 000 гривен. Для них это был мотив. То есть, здесь тебе платят 20, а там ты получаешь 120. И для многих военных это очень большие деньги. Они реально перешли на эти условия".
Он также раскритиковал законопроект о мобилизации из-за фокусировки на "закручивании гаек".
"Все спорят, как мы закрутим гайки. Давайте спорить о том, какую историю вы предлагаете. Кто, например, добровольно мобилизуется в январе, мы среди них разыгрываем миллион долларов. Мобилизовали 100 человек, мы разыграли миллион долларов, и одна семья получает миллион долларов. Украинцы в этом плане очень азартны, мы покупаем лотерейные билеты, никогда не выигрывая, и так всю жизнь. То есть, нужно искать другие подходы”.
Военнослужащий предложил другой подход – контракт на год:
Это нормальная история. Я знаю знакомых, которые готовы говорить: "Да, я готов отдать долг родине, отвоевать год". Я отвоевал год, все. Но они смотрят, что на фронте, если ты больше года, шансы того, что ты не выживешь, они прямо растут. Ты не можешь постоянно находиться под обстрелом и остаться в живых.
Поэтому это вопрос поиска решений. Затем это куча других мотивов, например льготы по трудоустройству после службы. Когда-то атошников мотивировали участками земли, кредитами под 0%, если ты пошел воевать. Мотив – закроем тебе долги, что угодно… Но сейчас никто не думает в этом направлении, все думают только о том, как закрутить гайки, и ты пойдешь воевать... Это так не работает. Поэтому я в силовую мобилизацию не верю совсем".
Сначала школы и больницы: украинцам ответили, когда стартует отопительный сезон
Овощная корзина подорожала: как изменились цены на картофель, помидоры, огурцы и капусту в супермаркетах
Пенсионерам старше 65 лет ввели доплату к пенсии: на какую сумму рассчитывать
"Украины больше не существует": Трамп разразился сокрушительной критикой в адрес Зеленского
Виктор Андрусив подчеркнул, что особо не хватает коммуникации по проблематике мобилизации.
“Помните, сколько было эпизодов, как, например, “ВСУ танцуют”, и другие такие вещи, которые мотивировали людей идти служить? За последний год это ключевая проблема, просто огромный провал в сфере информационной поддержки мобилизации.
Почему, например, нет голоса комбатов, призывов иди ко мне в бригаду? Я так же спрашиваю, почему приходящие молодые ребята не знают, что многие из тех, кто вручает повестки, это ветераны, которые уже отслужили свой срок. Часто это так, но об этом никто не говорит.
Многие из тех, кто сейчас ходит вручает повестки, это уже отвоевавшие люди и вполне нормально, когда я прихожу к тебе и говорю: — Слушай, я тоже хотел бы сидеть в покое, но давай, теперь ты повоюешь , а потом ты будешь сидеть в покое. И это нормально говорить: 'Давайте контракты на год'. Я убежден, что многие люди бы подписали их.
И вопросы женщин в армии. Да, это реальность. В Израиле женщины служат обязательно, и у нас такая же реальность. Что нам делать? И женщины тоже должны воевать, но понятно, что их нельзя просто так принуждать, их нужно мотивировать, убеждать, что ты можешь идти, можешь быть снайпером или артиллеристом. Таня Чорновил, например, показывает мастер-класс мужчинам, как нужно воевать”.
Андрусов напоминает, что украинцы воюют не за какую-нибудь абстрактную власть, в первую очередь за себя.
“И опять же, все говорят: 'Да я не буду воевать за тех воров'. Но мы воюем не за них, мы воюем за себя. Понимаете, мы за себя сражаемся.
Это русская история вбрасывать: 'Да за кого вы собираетесь воевать, за тех?' Нет, мы за себя воюем. И после войны вы сами все устроите, выберете нормального президента, политиков, и они накажут тех, кто по вашему мнению является вором. Но сейчас главное – это не потерять то, за что мы воюем. Это важно".
Смотрите также полное видео беседы: