Нефтеперерабатывающие заводы, где трудоустроены 120 тысяч россиян, готовятся к сокращению производства на 15% из-за европейского эмбарго, вступающего в силу в феврале.
Об этом сообщил Reuters высокопоставленный источник, знакомый с планами властей.
Санкции в отношении нефтепродуктов, которые Россия традиционно вывозила в Европу, окажут куда большее влияние, чем эмбарго на нефть, говорит источник Reuters. Собрать для них "теневой флот" танкеров едва ли получится: партии дизеля и бензина, как правило, меньше, чем у сырой нефти, и чтобы тайно возить их в Азию, потребуется куда больше судов.
По данным МЭА, Россия в среднем экспортировала в 2022 году около 1,2 млн баррелей нефтепродуктов в сутки. Закрытый европейский рынок обрушит объемы в 5 раз — уже к концу I квартала без покупателей останется около миллиона баррелей ежесуточного экспорта, оценивает аналитик БКС Рональд Смит.
Производить нефтепродукты "на склад" Россия не сможет: в стране просто нет хранилищ, куда можно было бы залить непроданное. Один из вариантов — экспортировать больше непереработанной нефти, пишет Reuters. Но как это сделать, остается загадкой: даже текущие объемы — 3-4 млн баррелей в день — нефтяники удерживают ценой огромных скидок, предлагая баррели за полцены.
Такая политика "идет вразрез интересам бюджета" и "не может продолжаться бесконечно", констатирует глава Института энергетики и финансов Марсель Салихов. Средняя цена сорта Urals декабре упала до $50 за баррель, а в январе ушла ниже $40 впервые с лета 2020 года. При таких ценах бюджет недоберет 2 трлн рублей доходов, а его дефицит вместо 3 трлн рублей может превысить 5 трлн, оценивают аналитики MMI.
Источник: The Moscow Times