Власти готовятся к банкротству системных банков - комитет Даниила Гетманцева внес в Верховную Раду соответствующий законопроект №8069.
Как передает "Хвиля", об этом пишет ubr, ссылаясь на законопроект.
Так, кризис в банковском секторе набирает обороты. С начала войны "лопнуло" уже четыре банка, которые, как считает Национальный банк, не являются критическими, а теперь замаячила угроза вывода уже системно важных банков.
В Раде 23 сентября был зарегистрирован законопроект №8069 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законы Украины об особенностях вывода с рынка системно важного банка в условиях военного положения". В число авторов документа входит глава комитета Верховной Рады по финансам, налоговой и таможенной политике Данил Гетманцев и его первый заместитель Ярослав Железняк.
Исходя из пояснительной записки, в условиях войны объявление неплатежеспособным системно важного, т.е. крупного банка, является обременительным для государства, вынужденного за свой счет выплачивать 100% вкладов физлиц, а также может вызвать цепную реакцию на рынке и угрозы для банковской системы.
"Ликвидация такого банка может иметь следствием возникновения недоверия к банковскому сектору, спровоцировать дальнейшую цепную реакцию оттока средств, утрату средств клиентами такого банка, снижение потенциала кредитования населения и бизнеса, частичное разрушение платежной инфраструктуры", – отметили авторы документа.
В частности, они предлагают следующие нововведения, которые должны нивелировать эти риски:
вместо обмена вкладов на акции с последующим их выкупом государство вводит прекращение обязательств банка перед контролерами и владельцами существенного участия, а также подсанкционными лицами с последующим зачислением средств по этим обязательствам в доход банка, также увеличивается капитал банка;
возмещение стоимости акций акционерам при ее превышении 1 грн, согласно выводам аудиторской компании, будет возможным только после компенсации ущерба от Российской Федерации и исключительно за счет таких средств;
отменяются все запреты (обременения/аресты и т.п.) на отчуждение акций и прекращение обязательств банка перед контролерами, владельцами существенного участия и подсанкционными лицами;
предполагается, что оценка активов банка, ущерба (убытков) акционеров и кредиторов банка будет осуществляться международно признанным аудитором без учета положений закона об оценке имущества исходя из реального финансового состояния банка на дату продажи;
Фонд (ФГВЛ) на протяжении процедуры вывода неплатежеспособного системно важного банка с рынка с участием государства назначает по представлению Министерства финансов, согласованному с Национальным банком, руководителей банка, приступающих к исполнению своих обязанностей с момента прекращения Фондом временной администрации в банке;
банк в течение двух месяцев со дня обретения государством права собственности на акции неплатежеспособного системно важного банка проводит дополнительный анализ кредиторов. Если по его итогам установлена непрозрачность источников средств или невозможность установления бенефициаров, то банк обязан осуществить блокирование операций по счетам таких кредиторов.
До 15300 гривен: украинцам объяснили, можно ли собирать в лесу дрова и когда за это штрафуют
Украинцам обнародовали тариф на газ с 1 декабря: во сколько обойдется один кубометр
США сильнее Путина: Зеленский раскрыл ключ к завершению войны в Украине
Путин скорректировал условия прекращения войны с Украиной
Член Совета НБУ Виталий Шапран выразил мнение, что это необходимый законопроект, который следовало принять еще в самом начале войны. Тогда государство гарантировало 100% защиту вкладов физлиц, но юрлица под гарантии не попали. Новые механизмы позволят учесть их интересы.
"Государство взяло на себя обязательство по депозитам физических лиц в банках без ограничения суммы таких депозитов. Это позволило стабилизировать систему при экстремальных нагрузках от панических настроений. Впрочем, в системе осталась категория клиентов, которые под эти гарантии не подпадают – в основном это корпоративный сегмент клиентуры. После принятия 8069 в той или иной форме корпоративные клиенты системных банков могут меньше беспокоиться за свои счета", – подчеркнул он.
Кроме того, Шапран полагает, что ряд положений законопроекта, очевидно, вызовет обеспокоенность собственников банков, которые фактически вынуждают докапитализировать их за свой счет. Это, собственно, и должно защитить бизнес, который держит свои деньги в таких банках.
"Допускаю, что 8069 вызывает обеспокоенность акционеров системных банков, но для того 8069 и принимают, чтобы в случае необходимости внесения дополнительного капитала акционеры отдавали себе отчет, что откладывать докапитализацию не стоит. Поэтому думаю, что принятие 8069 будет иметь еще и хороший профилактический эффект для корпоративных клиентов, системных банков и их акционеров", – рассказал он.
К системно важным банкам, которых касается законопроект, относятся: А-Банк, Альфа-Банк, Кредобанк, ОТП Банк, Ощадбанк, АБ Южный, ПриватБанк, ПУМБ, Райффайзен Банк, ТАСкомбанк, Укргазбанк, Укрэксимбанк, УкрСиббанк, Универсал Банк, а также Дешево и быстро
"Зачем отдельный закон – интересный вопрос. Ибо текущее законодательство позволяет национализировать системно важный банк, который признает неплатежеспособным, и без принятия новых законов. Возможно, эта инициатива для того, чтобы просто ускорить процесс. И удешевить", – прокомментировал ассоциированный эксперт CASE Украина, экс-заместитель директора департамента финансовой стабильности НБУ Евгений Дубогрыз UBR.ua.
Банкиры, опрошенные изданием, считают, что законопроект в первую очередь направлен на вывод Альфа-Банка, который с началом войны получил значительный имиджевый удар из-за своих российских собственников, граждан РФ Михаила Фридмана (доля в банке в 32,86%), Петра Авена (12,4%) и Андрея Косогова (40,96%).
Как отмечается, на фоне вывода других банков с российским капиталом – Проминвестбанка и Сбербанка – и последующих слухов о скором выводе Альфа-Банка, бизнес, чьи активы не защищены Фондом гарантирования, побежал из банка, что и без того усугубило непростую ситуацию учреждения, ставшего, как и все другие банки, жертвой войны и вызванного ею экономического кризиса.
"Похоже, что выписан "под Альфу". Мне этот законопроект больше кажется похожим на "ружье на стене", чтобы, если будет принято решение о национализации Альфы, это можно было сделать быстро, в один день и без дальнейших юридических разборок, типа "учли все нюансы истории с Приватом". То есть национализация не обязательно произойдет. Но если решение будет, то можно будет быстро все сделать и в легальном поле", – выразил мнение Евгений Дубогрыз.
При этом существует и другая точка зрения: на самом деле Альфа-Банк не выводят, а фактически "продают". К примеру, при национализации Приватбанка соответствующий закон в заключительных положениях вносил изменения в систему гарантирования вкладов. Подобные изменения есть и в нынешнем законопроекте, однако с нюансом – урегулирование Альфа-Банка проводится уже без государства, то есть национализация – промежуточный процесс при продаже банка новому владельцу.
Исходя из сообщений в СМИ, на Альфа-Банк положил глаз инвестор из Азербайджана инвестхолдинг NEQSOL. Переговоры велись с весны, и формат покупки предполагал не прямую покупку у российских бизнесменов, а опосредованную через национализацию. По всей видимости, чтобы "очистить" в глазах международных структур покупку банка у подсанкционных лиц, а также чтобы избежать докапитализации государством банка на 1 млрд грн.
Напомним, Закревский объяснил, как Гетманцев мешает добыче газа в Украине