Исполняющий обязанности министра энергетики Юрий Витренко рассказал, какие рычаги воздействия на Газпром имеет Украина и ЕС.

Как передает «Хвиля», об этом он сообщил в интервью day.kyiv.

«Понятно, что каких-то рычагов влияния на Газпром внутри России у нас нет. И это не вопрос о политических договоренностях. Но Газпром работает активно на европейском рынке, он там имеет компании, активы и так далее. Поэтому он является субъектом европейского законодательства о защите конкуренции, боится антимонопольного европейского органа», – сказал Витренко.

При этом он отметил, что есть конкретные примеры, когда в ЕС начали расследование против Газпрома и тот вынужден был согласиться на требования этого органа о переносе точек передачи газа.

«То есть мы не придумываем что-то нереальное. Это было в Европе и мы просто говорим, что должен быть перенос соответственно на восточную границу Украины, не просто в середине ЕС. У нас есть объяснение, почему должно быть именно так. Нафтогаз, украинские субъекты хозяйствования могут обращаться с жалобами к европейским антимонопольных органов. Мы это делали и они принимали эти жалобы к рассмотрению и встречались с нами, несмотря на то, что мы не являемся членами ЕС», – объяснил Витренко.

Кроме того, он подчеркнул, что если показывать, что существует влияние на конкуренцию в пределах ЕС, то европейский антимонопольный орган может и должен посмотреть на это.

«Вопрос очень простой: Нафтогаз должен подать новую жалобу. У нас там была жалоба, мы просто должны ее отозвать в рамках соглашения об урегулировании, которую я подписал с Миллером в конце 2019 года. Но мы тогда говорили с Газпромом, если с 2020 года будут новые злоупотребления, то соответственно представим снова жалобу в антимонопольный орган. Вопрос в том, что Нафтогаз это не сделал», – добавил и. о. министра энергетики.

Вдобавок к этому Витренко подчеркнул, что в Нафтогаза есть контракт с Газпромом об организации транзита, который он подписал. «Я знаю, что там написано. Этот контракт заключен по шведскому праву. Поскольку Швеция страна ЕС, то соответственно нарушение европейского законодательства о защите конкуренции это - тоже юридическое основание для Нафтогаза доказывать, что через эти нарушения компания понесла убытки и поэтому Газпром должен их компенсировать. Речь может идти о миллиардах долларов. Как человек, который разбирается в том, как выигрывать у Газпрома в арбитраже и получать компенсацию, я думаю, и вы, и ваши читатели понимают, что я более-менее понимаю, о чем идет речь».

Смотрите также видео политолога, соучредителя Украинского института будущего Юрия Романенко, в котором он разбирает как угроза тарифного майдана из-за резкого повышения цен на коммунальные услуги заставила власть пойти на попятную и снизить тарифы:

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook, страницу «Хвилі» в Instagram.