ВВЕДЕНИЕ В ЭПОХУ

» — Скоро подует восточный ветер, Ватсон.

— Не думаю, Холмс. Очень тепло.

— Эх, старина Ватсон! В этом переменчивом веке вы один не меняетесь. Да, скоро поднимется восточный ветер… Холодный, колючий ветер, Ватсон, и, может, многие из нас погибнут от его ледяного дыхания. Но все же он будет ниспослан Богом, и когда буря утихнет, страна под солнечным небом станет чище, лучше, сильнее».

Артур Конан Дойль, «Его прощальный поклон»

Погуляв по Европе замысловатым зигзагом с юга на север, и с запада на восток стихия протеста плавно перетекла в праздничное веселье. Мир погружался в предновогодние хлопоты.

Государственные мужи наконец смогли выдохнуть с облегчением, — политика вновь переместилась в привычную тишину кабинетов и бесполезный треп телестудий.

Однако затишье оказалось временным. Вскоре за первой волной последовала вторая.

Преодолев рубеж десятилетий, революционная лихорадка достигла арабского мира, точнее наиболее европеизированной его части, и все повторилось вновь.

На этот раз, сухой аравийский ветер Аль-Джазиры подхватил волну в Тунисе и погнал ее через всю Сахару до Палестины, Ливана и Турции, а от-туда обратно в пустыни древнего Египта, попутно поднимая вихри самумов и хамсинов с непривычным для арабского уха названиями Twitter и Facebook в Алжире, Ливии,Йемене, Судане, Иордании и Бахрейне.

С пряным-терпким ароматом революции в воздухе повис вопрос: Что будет дальше?

Популярные статьи сейчас

Эксперт: Строительство "черепах" - тонкий план Путина по утилизации дефицитных ресурсов Украины

Укрэнерго вводит новые ограничения потребления электроэнергии

Украинцам назвали варианты узаконить пребывание в Польше без загранпаспорта

Водителей предупредили об изменениях в ПДД: что не нужно делать с 1 мая

Показать еще

Под яростный аккомпанемент социальных бунтов, бенгальские огни фанатских файеров и обсуждение бульварного чтива «Виккиликс» мир вошел в первый год новой эпохи. Тезис Бзежинского о политическом пробуждении народов из неясного предчувствия превратился в неумолимый политический рок.

Сегодня западный мир полон тревожных ожиданий. Грозное пророчество о грядущем столкновении цивилизаций Хантингтона и строки Киплинга о встрече Запада и Востока «в день страшного суда» внушают смутное подозрение, что две волны, рожденные на стыке эпох сольются в одну гигантскую волну-убийцу, которая погрузит мир в пучину хаоса. Так это или нет, увидят, те, кому посчастливится жить в ближайшие десятилетия. Очевидно другое – мир уже никогда не будет таким как прежде.

***

Позади осталась хрупкая стабильность «нулевых» и начало мирового экономического кризиса. Впереди междувременье — период поиска нового равновесия. На политическую арену Европы выходит новое политическое поколение. Они пока не знают, что будут делать, но твердо не хотят жить так, как им предлагают. Они знают, что Европа принадлежит им. Не темнокожему мужчине за океаном, не мусульманам успевшим стать соседями, и не родным старикам с упоением обсуждающим сплетни Ассанджа они больше не дадут ее похитить.

Пока их загонят назад. Кричать бессмысленные речевки на стадионах, устраивать секс-вечеринки в студенческих кампусах и «криативить» на благо системы. Но это ненадолго. Гегелевский дух проложит себе дорогу и найдет новые формы. Европа вновь станет колыбелью новой надежды. Но это будет завтра, а сегодня в Европе наступил конец стабильности, а вместе с ним конец прежнему общественному договору. Политики не могут, а революционеры не хотят жить как прежде. Два поколения неуспевшей стать единой Европы глухо ропщут в ожидании перемен.

Элиты и народ больше не хотят входить в положение друг друга. И те и другие не слишком рады инородцам. Социальное мультикультурное государство эпохи развитого капитализма поставлено под вопрос.

Как перемены отразятся на будущем Украины и где граница возможного компромисса между Гражданином и Системой?

Чтобы понять будущее нужно вернуться в прошлое. Конец 2011-го запомнился ностальгией о былом единстве и переоценкой значения общих побед прошлого . По словам президента Януковича «Ми разом пережили непростий, але щасливий 2010 рік. І нам вдалося основне — переламати ситуацію, перебороти безнадію». Здесь как говорится бабушка надвое сказала. Что не вызывает сомнений, так что впереди «у нас багато роботи. Але у нас багато енергії».

Теперь, когда не осталось глупых надежд, а только некоторые недобитые иллюзии, когда сознание освободилось от гнетущей необходимости делать мнимый выбор без выбора самое время начать длинный и непростой разговор о будущем и настоящих альтернативах.

НА РАСПУТЬЕ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

«Боротьба триває. І буде тривати, поки не знайдуть свого розв’язання соціальні протиріччя в українському суспільстві. Доки робітники, студенти, дрібні підприємці не зіллються в єдиний потік і поставлять головну вимогу – зміну соціальної Системи.» Володимир Чемерис, співкоординатор акції «Україна без Кучми»

Так уж сложилось, что всю украинскую реальность можно вместить (разложить) в (на) несколько дуальных пар цивилизационных представлений. Основные из них выглядят так: политическая «Власть — оппозиция», внешнеполитическая«Украина — Россия», культурно-ментальная «Запад — Восток», мировоззренческая «Прошлое — .

Вот об этом мировоззренческом знаке вопроса который г-н Выдрин назвал«захватывающий образ будущего» мне бы и хотелось начать непростой разговор.

В этом знаке вопроса суммируется цивилизационный выбор сделанный в трех других парах. И как видим результат суммирования равен концептуальной неопределенности. Этот результат, (а его не кривя душой можно назвать нулевой суммой национальных ожиданий) для украинцев не новость и объясняется достаточно просто: украинская реальность расколота и противостоящие оппозиции не формируют единый общенациональный проект. Творческие, реформаторские порывы не суммируются, а эффективно, практически намертво блокируют друг друга.

На практике это приводит к нивелированию общего развития. Каждая новая власть руководствуется большевистским принципом: «до основания разрушим и потом». Однако, успешно разрушая труды предшественников, мало кто строит что-то свое и мифическое «потом» снова обозначается знаком вопроса. Отсутствие преемственности приводит к эволюционному топтанию на месте и невозможности развития как такового.

Стабилизация на уровне проедания наследия предков ведет к консервации деградации и отсутствие будущего у проекта «Украина».

Главным итогом двадцатилетней практики разрушительства стала тотальная деградация отраженная в цифрах официальной статистики и сухих выдержках новостных сводок: В Украине растет число самоубийств среди молодежи. Министр отметил, что рост количества самоубийств объясняется «ОТСУТСТВИЕМ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ МОТИВАЦИИ К ЖИЗНИ» .

Социум — живой организм, а молодежь не только его будущее, это лимфатическая система, нерв, этого организма. Система сигнализирует, что социальный организм запустил процесс самоликвидации. Будущего у него просто нет.

Часто приходится слышать, что украинский патриотизм переживает не лучшие времена. Это не так. В Украине множество патриотов разных национальностей. Патриоты имеют честь, и готовы отдать её своей стране как когда-то отдавали наши предки. Но честь — это внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. (В.Даль).

Можно отдать честь, но нельзя спекулировать совестью. Совесть говорит сводками новостей и заставляет искать для Украины другого пути.

Любой разговор о цивилизационных альтернативах нельзя считать серьезным, если он не начинается с анализа текущей ситуации и перспектив ее развития.

2010 и начало 2011 оказались богатым на политические события. Благодаря активным действиям новой власти украинская политическая система сдвинулась с места и начала медленный дрейф. «Донецкая» команда оказалась на удивление реформаторской. Теперь реформы сыплются на Украину как из рога изобилия и судя по заверениям это только начало. Однако от происходящего на душе все тревожней.

Есть ли у новой власти стратегия или перед нами набор системных, но тактических мер? Какую роль в украинском будущем отводят МВФ и другим международным игрокам? Какова идеология реформ? Как власть собирается выстраивать отношение с отдельными социальными группами и нарождающимся гражданским обществом? Куда движется Украина?

Эти и многие другие вопросы требуют ответа, однако власть по меткому выражению одного из дискутантов мовчить як кримінальний авторитет на допиті, «западло«, розумієте, йому щось пояснювати. Ситуацию обещал изменить «Разговор со страной» в прямом эфире Однако мероприятие стало калькой с российского аналога и прошло по нововизантийскому сценарию игнорирования острых тем.

Несоответствие ожиданий и реальности, несовпадение векторов развития общества и власти заставляет искать и находить свои ответы. Какое будущее выбрала власть для Украины? По словам президента впереди нас ждет «період, коли ми збудуемо міцний фундамент усіх тих змін перетворень, як ми разом задумали. Яких ми чекали яких добивалися, йдучи до нашо спільно перемоги».

Помимо резонных вопросов: «Какие перемены?», «С кем вместе они задуманы?». А так же кого и с кем хочет победить президент, возникают другие — нужно ли нам такое будущее и есть ли альтернатива сделанному выбору?

ЗАМКНУТЫЙ КРУГ УКРАИНСКОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ

Warning! Те кто не любит заумные рассуждения о судьбе народов, кто привык понимать патриотизм как прямое действие и считает вслед за одним из идеологов статусу Украины как «колонії європейського типу» Эдуардом Бернштейном, что,“Конечная цель — ничто, движение — всё” могут без сожаления отказаться от чтения этой части, – вы избавите свои мозги от напряжения и возможно сохраните время для чего-то более полезного. …

Итак, зачем Украине нужна философия, которая для многих революционных обывателей представляется неоправданно большим количеством букв?

На этот вопрос можно ответить по-разному. В том числе так: «Я и на Майдане когдабыл, предложил, что давайте сейчас сядем и рассмотрим, какие позиции наибольше вызывают у вас возражения. Давайте выработаем эту общую позицию. К большому сожалению, каждый раз приходили разные люди, один раз они соглашались, иной раз приходили другие люди, которые не соглашались. Огромное количество политиков пыталась использовать их, использовали в своих абсолютно понятных политических интересах, и поэтому стало ясно, что,»

Что стало ясно премьеру Азарову можно посмотреть здесь. Мне, как и многим другим стало ясно, что история в очередной раз обернулась фарсом.

Любое явления как и человек проходит свою эволюцию. Зарождение, становление, расцвет и затухание.

Начавшись с идейной борьбы за Независимость, пройдя через «Украину без Кучмы» и достигнув пика в событиях Оранжевой революции, философия Майдана выродилась в философию базара. Возникает вопрос: А была ли вообще у тех, кто оседлал энергию национального протеста философия? И что такое философия в политике?

Политик, — это не только медиатор общественных настроений и лоббист интересов социальных групп. В периоды слома эпох и потери ориентиров политики становятся двигателями социальных изменений и проводниками реформ.

Условно говоря, благополучное и самодостаточное общество чем-то напоминает большую группу туристов, выбравшуюся на многодневный пикник. Здесь политик не больше, чем массовик-затейник, хлопочущий по хозяйству, жарящий привезенное мясо и не дающий скучать отдыхающей публике.

Пока ярко светит экономическое солнце, каждый наслаждается жизнью, мало заботясь о чем-то кроме собственного удовольствия.

Теплый сезон заканчивается как всегда неожиданно.

Когда экономическая погода ухудшается, люди вспоминают о политике. Знакомый ландшафт наполняется тревожными красками. Раскаты грома и вспышки молний заставляют теснее прижаться друг к другу. В наступивших холодах социального тепла хватает не на всех.

В первую очередь стремятся согреть самых близких – семью, друзей. Брат объединяется с братом, а друг с другом. Человек вспоминает, что он политическое существо и начинает искать способы взаимодействия с товарищами по несчастью. Довольно быстро гомогенное общество разбивается на множество автономных групп.

Стресс социальных перемен вбрасывает в кровь повышенную порцию адреналина. Задача гормона — мобилизовать тело и психику на борьбу за выживание.

Под действием адреналина и вызванного им нервного возбуждения организм перестраивается в режим «движение — все». Аморфное сообщество расслабленных гедонистов на глазах превращается в множество мелких мобильных групп, готовых по первому политическому сигналу двинутся в путь.

Со стороны это выглядит приблизительно так: Рожденное в 2010 году социальное многообразие – как картины в некоторых романах: хмурое утро, и из лесу выходят непонятные, опухшие люди, сбиваясь в кучки. С какой целью – неясно. Они сбиваются в кучки, но среда не возникает. Беды заставляют их самоорганизовываться, но едва беда исчезает – например, погасили пожар — оказывается, что им просто нечего друг с другом делать.

В подобные мгновенья на политика смотрят как на человека обладающего картой и компасом. Растерянные, но готовые действовать люди подсознательно ждут от него:

а.) Философии способной объединить разрозненное множество в один сплоченный отряд.

б). Стратегии выхода изложенной в Дорожной карте и Общем Плане действий.

Так было в 2010, так было в 2005, так было в 2000, так было в 1991 и так было в 1987. Так бывает всегда, когда меняется эпоха и этот слом неизбежно провоцирует социальные катаклизмы.

Горе тому народу, чьи вожди в критический момент глядя на стихийную самоорганизацию искренне недоумевают: «кто приказал?» «с какой целью неясно»! (Чем чаще слышишь такие откровения из уст представителей правящего класса, тем четче звучит ленинское: «Страшно далеки они от народа». Но это к слову).

Когда в середине 80-х американцы в сговоре с саудитами обвалили цены на нефть, экономическая, а вслед за ней и политическая ситуация в мире стала стремительно меняться.

Тогда ещё не знали о суверенных фондах и фондах финансовой стабилизации. Лагерь победившего социализма оказался не готов к резким перепадам экономического климата.

Долгие годы изоляции и застоя размягчили мозги элиты и обывателей. Политики не смогли предложить объединительной философии.

Империя раскололась на суверенные государства и национальные автономии. Элиты, бросили свой народ, на произвол судьбы, предложив испуганным людям самим искать пути выхода из леса рыночных реформ. Общество на долгие годы погрузилось в войну всех против всех.

Часто, заблудившись в лесу путник ходит по кругу. Паника и гормон несут ноги вперед. Критическое мышление отключается, сознание сужается до эмоции, память работает выборочно. В таком состоянии косогоры и опушки похожи один на другой, как лица на улице китайского мегаполиса. Не единожды пройдя одни и те же места, но всякий раз подходя с разных сторон, человек не видит различий. В итоге, покружляв и выбившись из сил, он возвращается в то место, откуда начал свои поиски.

История украинской независимости – это бег по кругу.

Главные свойства политического процесса его непрерывность и цикличность. Двадцать лет без перерыва от выборов до выборов несет украинцев политическая гонка.

И даже когда накануне выборов появляется шанс сесть, отдышаться, осмотреться по сторонам, чтобы понять, куда завел очередной проводник, нас толкают в спину и со словами «ты не человек, ты избиратель!» требуют идти за новым Иваном Сусаниным.

Непрерывность позволяет до поры до времени уходить от ответственности, однако она не мешает делать выводы. Выводы таковы:

— непрерывность борьбы за власть не подарила украинской политике новые лица.

— непрерывность дележа собственности не дала отечественному бизнесу украинских Биллов Гейтсов.

— двадцать лет независимости не продвинули страну по дороге экономического благоденствия и социального согласия.

При подобном прочтении украинских бед многие могут увидеть естественный выход из порочного круга в устранении частицы «не». Однако не стоит спешить объявлять безобидный предлог вне закона, примитивная логика – верный способ выплеснуть с водой ребенка. Все беды Украины от одной «не», — НЕзависимости власти от своего народа.

Факт, — 20 лет ни на шаг не приблизили Украину к подлинному народовластию. И это при том, что украинцев, словно дисциплинированное стадо баранов исправно, как на водопой водят к избирательным урнам!

Кстати о баранах….

БАРАНЬЯ ДЕМОКРАТИЯ. ФИЛОСОФИЯ ПРОБЛЕМЫ.

Возвращаясь к нашим баранам….

Когда пастух хочет уйти по своим делам, он забивает в землю колышек и привязывает скотину к этому колышку. Животное щиплет травку, пока хозяин со спокойным сердцем решает свои проблемы.

Так происходит каждый раз, когда пастуху нужно отлучиться. Однако со временем бараны поедают всю траву под ногами, потому хороший пастух никогда не оставляет своих животных надолго в одном месте. Он постоянно путешествует со своей отарой в поисках новых пастбищ.

Хорошего пастуха можно узнать на глаз, и не только по овцам, которые у него сытые и с доброй шерстью. Сам он в любом возрасте закален и подтянут.

Через 20 лет мы по-прежнему в той точке, откуда когда-то начали свой путь. Хаотично, рывками, то отдаляясь, то возвращаясь вновь, Украина никогда не уходила далеко от «колышка» забитого в далеком 1991. В результате, на выжженном украинском пастбище тучнеют ленивые пастухи, в то время как животные подыхают с голоду.

Сегодня украинская демократия – это власть поводка и колышка.

Первое правило политических пастухов гласит: хозяин должен гарантированно найти свою скотину в том месте, где привязал.

Просто так, — для порядка, суверен должен знать своего суверена.

Кроме поводка и колышка в арсенале отечественных погонщиков по недоразумению названных реформаторами есть другие инструменты демократии. Так, под звучным словом «стимул» (от лат. Stimulus), прячется острая пастушья палка, которой издревле погоняли скот больно тыча ею бедных животных.

Иногда украинские пастухи латинский стумул, «гуманно» заменяют на хороший казачий кнут, но суть демократических процессов от этого не меняется. В обоих случаях страдает баранье большинство

К «стимуляторам» бараньей демократии прибегают когда нужно «делать реформы». Иначе говоря, когда полумертвых животных нужно куда-то гнать. На стрижку, убой или водопой, — неважно.

Все реформы в Украине делают со стимулом, т.е. «из под палки». В столь деликатном деле не обойтись без профессионалов. В руках опытного погонщика кнут превращается в эффективный инструмент реформ. Овцы, как известно животные очень инертные, сами соображают туго. Потому, когда баранья толпа хочет остановиться, пощипать травки и подумать, куда двигаться дальше, их жестко стимулируют хлыстом и мобилизую на новые реформы.

Скажите, что в Украине нет свободного волеизъявления, или запрет на свободу слова?

Вовсе нет! В бараньей демократии никому не закрывают рот. Все овцы могут блеять сколько угодно. Более того, от их веселого блеяния в пастушьей душе наступает праздник.

Может нет понимания между скотиной и пастухом?

Одного взгляда на фотографии, которые есть в избытке в доме каждого пастуха достаточно, чтобы развеять глупые сомненья.

В дорогих рамках вы обязательно обнаружите милые пастушьему сердцу сценки, — на живописном альпийском лугу, заботливый хозяин в кругу своей отары. Так сказать в неформальной обстановке.

Смешные мордашки тулятся, бараньи глаза слезятся от животного счастья и ощущения близости властелина. Мир, любовь, понимание и баранья демократия. В общем очень трогательно.

Конечно, в жизни любой отары бывают моменты реформ и жестких стимулов. Однако большая ошибка винить в бедах овец только погонщиков. Это хорошо понимают пастухи, но почему-то не всегда хотят признать овцы.

К овечьему недопониманию украинский пастух относится по-философски, кто как не он знает, — ответственность всегда нужно делить поровну – ровно по количеству голов в стаде. Причем для себя пастух не делает исключений, ведь пастух не против ответственности, — он за справедливость!

Не смотря на все сложности, пастух и бараны едины в главном: баранья демократия – единственная гарантия соблюдения справедливости в бараньем обществе.

***

Теперь спросим себя честно, — в чем причина украинских бед?

Легче всего свалить вину на недобросовестных пастухов. Однако разве виноват погонщик, что бараны, — это бараны?

Пока баран утвердительно машет головой, он баран.

Баранья демократия, это не только власть поводка. В первую очередь – это культ потребления и диктатура травожующего сознания. Это когда кроме подножного корма больше ничего в жизни не нужно.

Как следствие в бараньей, — безыдейной демократии невозможно подлинное народовластие.

Какое же народовластие, когда нет народа, только жующее население, готовое бежать на прокорм под любой хлыст и разбредаться в стороны без «руководящей и направляющей»!

Ученые доказали, — в процессе бесконечного однообразного жевания животное впадает в транс. Как и в моменты пресыщения желудка, его мозг испытывает кислородное голодание, ибо ток крови в первую очередь обеспечивает процессы жевания и пищеварения.

Никакого морализаторства, простая физиология, баран действительно тупое животное! Ни о какой рефлексии в бараньей башке не может быть и речи!

Баранья демократия – прямое следствие бараньей болезни.

Принципиальная неспособность к самокритике, дефицит самодисциплины, захламленность сознания потребительским мусором, — вот первые симптомы бараньей болезни.

На этой благодатной почве пышно расцветают гражданская апатия и нежелание формулировать ясные моральные, а так же идеологические (ну а как же без них!) приоритеты.

В результате прогрессирующей интеллектуальной деградации и гражданской атрофии демократия из гражданской, вырождается в баранью. (Я намеренно, чтобы никого не обидеть не затрагиваю здесь вопрос нации, хотя он напрямую связан с понятием гражданина. Суди сами, — ну какая у баранов может быть нация? Не баранья же!)

Проще говоря, не надо тешить себя иллюзиями — баран зашит у каждого в голове. И пока сам его оттуда не изгонишь, привыкай ходить строем и мычать по расписанию.

На сколько это актуально для современного украинского общества пусть каждый решает сам.

Однако для понимающего, выбор сводится к следующему:

или ты хлещешь животное внутри себя, или тебя хлещут другие.

Баранья демократия выбирает хозяйский хлыст, безынициативность, подчинение и стадное чувство.

Хочешь спокойно жить, много есть, сладко спать, красиво отдыхать и при этом плевать на соседа и страну – готовь свою спину для барского хлыста! Однако не факт, что в итоге тебя не отправят на бойню или не состригут всю шерсть в лютый экономический мороз . Баранья демократия гарантирует только барский кнут, все остальное зависит от хозяйской прихоти.

Даже в культуре «жвачки» и «пепси-колы», волка кормят ноги. Хищник питается реже и решает нестандартные задачи чаще, чем любое среднестатистическое животное травоядной фауны. В сложной кооперации он выстраивает многоуровневую систему отношений с другими особями. Соответственно мозг хищника работает в принципиально ином режиме. Скажем так, — неуступчивом.

Значит ли это, что барану нужно стать волком?

Незадолго перед терактом в московском «Домодедово» российский философ Игорь Джадан написал следующее: «философы – не террористы. Их цель – взрывать застывшие мозги обывателя и задницы коррумпированных правителей» и тут же добавил «последние (корумпированные правители – ред.)философскому надзору предпочли бы схватку с терористами».

Есть некое внутреннее единство барана и хлыста. Не может баранье племя пойти против законов природы и выйти из повиновения хлысту.

Ни воли, ни потенциала самоорганизации, ни общих целей у стада нет.

А прежде всего у стада потребителей нет того, что казненный поэт-декабрист Кондратий Рылеев в своем стихотворении «Гражданское мужество» назвал«силой душ свободных».

По меткому выражению Юрия Романенко: Гражданин – это тот, кто способен осмыслить себя как часть общественного целого и защищать его как самого себя.

Задача философии — взорвать мозги барана, очистить их от завалов потребительской идеологии и сделать из него гражданина. Только после появления критической массы «свободных душ» можно всерьез попробовать поводок на прочность.

Сегодня нас в первый раз за долгие годы могут погнать в неизвестном направлении. И пока этого не случилось, стоит ещё раз проанализировать, опыт хождения вокруг украинского колышка.

****

Неудивительно, что когда в 2004-м политики в очередной раз вспомнили об Батькивщине, они нашли ее практически там же, где сами и бросили за 13 лет до того. Провозгласив лозунги антибандитизма и национал-популизма, новоявленные лидеры выдали их за план спасения страны.

Измотанное, но не потерявшее надежду общество живо откликнулось на призыв новых реформаторов. Их встретили как манну небесную, все, что требовалось от новых вождей, — объединительная идеология и дорожная карта преобразований.

Но возможна ли дорожная карта без стратегии и идеология без философии?

Двадцатилетний опыт украинской независимости суров — хроническая безыдейность это диагноз. Философия “Конечная цель — ничто, движение — всё” не предполагает наличие стратегий.

«Не съем так согреюсь» — вот вся идеология отечественного политического процесса. Движение ради движения, бизнес ради бизнеса, — деловым людям не до пустяков типа общенациональных проектов!

Последняя пятилетка 20-летнего блуждания по украинской лесо-пустыне не закончилась вхождением в землю обетованную.

У революции как стресса есть позитивная функция – он мобилизует политический организм. Однако как доказывает украинский опыт – социальный адреналин без политического компаса способен сыграть со страной злую шутку.

В результате многолетних метаний жизненный ресурс доверия к политикам исчерпан, а цель не достигнута. Сегодня оппозиция, пройдя огонь, воду и медные трубы оказалась в роли истерзанного уставшего, потерявшего веру в собственные силы человека.

Закономерный итог такой политики из уст демократа со стажем звучит как приговор: в Україні за 20 років незалежності не було проведено жодної системної демократичної реформи, хоч на чолі української держави та урядів були демократи, а в Верховній Раді вдалося створити демократичну більшість. Цей факт свідчить, що сьогодні недостатньо розмов про захист демократії. Настав час відверто визнати, що реформи зазнали поразки

Да и могло ли быть иначе? Когда политике не до философии, тогда ніякої конкретики щодо стратегії політичного та економічного розвитку – одні гасла та посади.

Сегодня в украинской политике побеждает сильный и богатый. А умный не имеет шансов стать сильным, если не успел туда, где становились богатыми. В итоге теряет государство, общество и гражданин. Торжествует узкая группка для которых философия – придаток налогового кодекса

В стране давно назрела реформа политических отношений. Нужно пересмотреть идейное наполнение — ФИЛОСОФИЮ политики. Заменить СОДЕРЖАНИЕ политических отношений. Политика должна стать конкурсом идей и национальных проектов.

Только изменив политику можно обеспечить будущее украинской земле и народу, которым Януковичи, Ахметовы, Ющенко и Тимошенко обязаны всем, что имеют.

Однако идеи не рождаются на пустом месте. Идеи являются продуктом оригинального взгляда на мир, то есть философии.