23 марта в Варшаве прошел очередной «Черный марш», в котором участие приняло несколько десятков тысяч женщин и мужчин, протестующих против законопроекта «Останови аборт», которую с овациями продвигает правящая партия «Право и Справедливость», а также высшие иерархи католического костела в Польше. Администрация г. Варшавы сообщает, что на акции присутствовало по меньшей мере 55 тыс. человек. Протест также прошел во Вроцлаве, Познани, Кракове, Катовице, Олштыне, Гданьске и других городах.
«Останови аборт» — гражданская законодательная инициатива, которая предполагает ужесточение законопроекта с 1993 г. о планировании семьи, охране человеческого плода и случаях прерывания беременности.
Вышеупомянутый законопроект разрешал женщинам совершать прерывания беременности в трех случаях:
- беременность несет угрозу для жизни и здоровья беременной женщины;
- исследования плода с высокой долей вероятности указывают на его тяжелые и необратимые заболевания;
- существует высокое подозрение, что беременность является результатом противозаконных действий.
«Останови аборт» — это ужесточение указанных юридических регуляций и исключение второго пункта. Соответственно, даже если плод имеет высокую вероятность родится нездоровым, с генетическими отклонениями, совершение аборта будет являться противозаконным.
Инициатором проекта является Кайа Годек – активистка движения pro-life, позитивно воспринимаемая в кругах правящей партии «Право и Справедливость».
Первое чтение данного законопроекта в Сейме закончилось тем, что депутаты отправили его на дальнейшее рассмотрение комиссии социальной политики и семьи, с просьбой для комиссии справедливости и прав человека выдать мнение в отношении данной инициативы. В этот понедельник комиссия вынесла позитивное решение. «За» проголосовало 16 депутатов, «9» проголосовало «против».
Следующее чтение в Комиссии социальной политики и семьи должно было пройти 22 и 23 марта, но оно было отложено. Этому явно поспособствовала негативная реакция граждан Польши, Amnesty International, а также ООН.
22 марта рабочая группа Объединенных Наций по делам дискриминации женщин призвала польский парламент отклонить данный законопроект. Само собой разумеется, что такого рода закон имеет возможность нарушить независимость женщин, их автономию. Принуждение к ношению плода в принципе является нарушением прав человека.
Больше всего в этой ситуации удивляют заявления представителей «Права и Справедливости», которые утверждают, что решающими в данной ситуации будут работы в парламенте, но важным голосом в судьбе данного законопроекта будет голос духовенства.
После подобных голосов со стороны политиков здравое сознание выбивает «критическую ошибку», поскольку тяжело осознать, как в секулярном государстве «духовенство» вообще имеет право вмешиваться в политический процесс?
Можно с легкостью представить насколько важную роль в политике играет аксиологическая сфера, но является ли государство светским, когда в нем все значительнее становится роль религии?
Костел в Польше – это отдельная история. Он оказывал неоценимую поддержку польским партизанам во время Второй Мировой Войны, а когда в Польше руководила коммунистическая власть, католический костел был всячески гоним, при этом продолжая свое развитие находясь в подполье.
Сегодня Польша является вполне демократическим, развитым государством над которым точно не лежит угроза распада. Но трудно не заметить, как католический костел стал для «Права и Справедливости» еще одной «комиссией по делам планирования семьи».
"Бусификации конец": Умеров рассказал, как изменится мобилизация в Украине
Водителей штрафуют за номерные знаки: кто может попасть почти на 1200 гривен
Питер Тиль про триумф Дональда Трампа, путь к Армагеддону и “бегство из Украины”: что на уме у покровителя Джей Ди Вэнса
Германия меняет условия для украинцев: больше денег и новые обязанности
Мотивы правящей партии вполне понятны, кроме консервативных позывов к принятию данного законопроекта их подталкивает постоянная угроза демографического кризиса, которая нависла над восточной Европой. Но является ли этот факт легитимацией таких ограничений? Подобного рода запреты бессмысленны, ведь они никаким образом не стимулируют женщин давать кому-то новую жизнь, а лишь отбирают у них право на определение собственного будущего.
Не важно то, что инициатором проекта является не депутат от «ПиС». Ее инициативы известны уже минимум от 2011 г. и уже тогда политики «Права и Справедливости» смотрели на них с большим восторгом. Предыдущее правительство «Гражданской платформы», которое в данный момент находится в оппозиции, не давало этим идеям реализоваться.
Статистика показывает, что ежегодно около 150 тыс. полек совершают прерывание беременности. Из них только 1040 делают это легально. Соответственно, ужесточение регуляций лишь поспособствует развитию медицинского туризма, а также поддаст женщин новому витку опасности, связанной с «черной» медициной, поскольку никто не несет ни малейшей ответственности за здоровье женщины решившейся на этот шаг.
Польша успешно развивается экономически, но при этом политические идеи ее правящей партии никак не совпадают с прогрессивным образом ее финансового сектора. Особенно комичным выглядит то, как мужчины-депутаты из «ПиС» решают за женщин каким образом, должно сложится их будущее. Одновременно эти люди молятся на образ Юзефа Пилсудского, который стоит в каждом городском совете, но при этом забывают, что это именно он дал первые политические права полькам.
Известно, что власть «Права и Справедливости» крайне привязана к собственному рейтингу. Социологические опросы показывают, что 85% взрослого населения Польши являются противниками ужесточения запретов на прерывание беременности.
Из этих 85%, 41% считают, что актуально действующее право требует либерализации. Более того, статистика также показывает, что кол-во абортов в странах легального и нелегального прерывания беременности практически идентично. Детальнее о теме прерывания беременности вы можете прочесть в отчете Института Гутмахера.
Соответственно, не трудно догадаться каким образом позитивное решение в отношении данного законопроекта повлияет на поддержку правящей партии. Потому следует ожидать нескольких вариантов развития события:
- Протестные движения 23 марта повлияют на решение «Права и Справедливости» и законопроект будет отправлен в «утиль»;
- «Право и Справедливость» не станут играть в «открытую» и отправят данный законопроект в Конституционный Суд, который может, а) признать его неконституционным в связи с нарушением права с 1993 г. б) «заморозить» законопроект на неопределенной время (откладывая вынесение решения);
- Принять данный законопроект таким образом задобрив консерваторов, но при этом обеспечив себе ежемесячные (если не еженедельные) протесты со стороны феминисток и представителей левого, либерального крыла.
Хотелось бы напомнить, что в Украине также присутствуют голоса депутатов, предлагающих ужесточение законодательства в отношении прерывания беременности. Вспомнить хотя бы законодательную инициативу депутата от БПП Дмитрия Голубева под номером 6239. Законопроект вводил бы такие же ограничения, схожие с польскими.
В финале добавлю, что среди мужчин принято называть позицию в отношении абортов мировоззренческой, но для женщин этот вопрос является экзистенциональным потому, что он напрямую задевает их свободу. Если мы (как мы любим себя называть) сильный пол определяемся лишь с точкой зрения, то для женщин мы фактически детерминируем их будущее. Имеем ли мы на это право? Я не уверен, что кто-либо из читающих этот текст людей хочет, чтобы за него решали, каким образом должно сложиться его будущее. Неоднозначная «мировоззренческая» тема прерывания беременности — это «лакмусовая бумажка» показывающая насколько мир далек от реального паритета мужчин и женщин.
Вам понравился текст? Вы можете отблагодарить автора на карточку Приватбанка 4149 4391 0519 0437. Сердюк В.В.
Подписывайтесь на страницу автора в Facebook, канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook