В свою очередь, пресс-секретарь главы «Фронта Перемен» Иванна Коберник заявила: «Я подтверждаю информацию о том, что переговорный процесс идет, но говорить о конкретных участниках будущей политической силы и о каких-то других деталях на сегодняшний день еще рано».
Николай Катеринчук был еще более загадочен. Лидер «Европейской партии Украины» заявил, что вся оппозиция должна быть объединена, однако он отказался комментировать информацию «Коммерсанта», сообщившего, что лидеры оппозиционных партий вновь начали переговоры об объединении под флагом «Фронт Перемен» Арсения Яценюка. «Мне кажется, что вопрос объединительного процесса актуален, но комментировать его можно только тогда, когда есть какой-то результат. Поскольку все объединительные процессы разваливаются только потому, что кто-то позволяет себе что-то комментировать. Я не знаю источник информации «Коммерсанта» и не хочу комментировать слухи», – сказал, в частности, Н. Катеринчук.
Что может стоять за таким громким заявлением в самом начале года? Очевидно, что как минимум две причины: усиливающееся давление на оппозицию и… возможное проведение новых парламентских выборов уже в 2011 году. Чего же можно ожидать от очередного объединения оппозиционных сил и каким может быть состав украинского парламента седьмого по счету созыва? Попробуем сделать некоторые прогнозы развития событий в ближайшем будущем.
Объединение или присоединение?
Политики и политологи расходятся во мнениях относительно того, что же будет представлять собой будущее объединение политических сил, возникающее на костях НУНС. Некоторые уверены в том, что наличествует объединение оппозиции, а некоторые — в том, что более сильная и рейтинговая на данный момент партия Арсения Яценюка («Фронт Перемен») просто поглотит менее значительные политические силы, чем укрепит свое положение в преддверии новых парламентских выборов. В пользу второй гипотезы косвенно свидетельствует не только достаточно высокий рейтинг «фронтовиков» (7-9%, по разным данным, к концу 2010 года) и достаточно низкие рейтинги остальных участников переговоров, но и весьма недвусмысленные намеки экс-президента Украины Леонида Кравчука на необходимость скорейшего роспуска парламента. Обладая хорошей интуицией и информированностью, а также колоссальным политическим чутьем, Леонид Макарович доселе не был замечен в пустопорожних высказываниях. Очевидно, он достаточно точно знает возможную дату новых парламентских выборов.
Сами же участники переговорного процесса пока что выражаются достаточно туманно и уклончиво. «Переговоры проходят, однако результаты, я считаю, этично обнародовать только тогда, когда они уже будут достигнуты, и их оглашение должно быть совместным», – сказал в интервью агентству «Интерфакс-Украина» Анатолий Гриценко. Он подтвердил, что «Гражданская оппозиция» проводит переговоры с «Фронтом Перемен», «Европейской партией Украины» и партией «Собор», а также и с некоторыми другими. При этом политик не уточнил, какими именно. Он также проинформировал, что консультации, касающиеся объединения оппозиционных политических сил, начались практически сразу же после завершения местных выборов в Украине (1).
Председатель УРП «Собор» Анатолий Матвиенко в интервью «Коммерсанту» подтвердил информацию о готовящемся объединении оппозиционных партий, подчеркнув при этом, что вопрос о количестве партий, которые могут стать субъектами нового объединения, «на сегодняшний день открыт». «Намерения объединиться в одну политическую силу есть, и достаточно серьезные, – рассказал он. – Кроме этих партий, есть и другие субъекты переговоров, но, к примеру, «Наша Украина» пока что не созрела для объединительных процессов». При этом лидер УРП «Собор» уточнил, что к переговорам не приглашали партию «Батькивщина», возглавляемую экс-премьером Юлией Тимошенко. «Батькивщина» – это левая политическая партия, и пусть она развивается самостоятельно,– заявил Матвиенко. – Наша же партия, надеюсь, будет правоцентристской, национально-демократической силой».
В ответ на такие высказывания господина Матвиенко лидер фракции «БЮТ-Батькивщина» в Верховной Раде Украины, народный депутат Иван Кириленко в интервью ЛигаБизнесИнформ (2) сообщил о том, что партия «БЮТ-Батькивщина» не намерена присоединяться к новой политической силе, которую собираются создавать четыре украинские оппозиционные партии, однако готова поддержать новое объединение.
В свою очередь, глава правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко считает, что объединение сил оппозиционного лагеря под брендом «Фронта Перемен» может обогнать по популярности в обществе партию Юлии Тимошенко. Политолог отметил, что «кроме упомянутых партий в этой группе переговорщиков задействованы и другие политические силы. Я не могу их называть, но допускаю, что список будет расширяться». При этом интерес А. Яценюка в объединении с мелкими партиями заключается в желании расширять свою команду. «Большая проблема многих политических сил — отсутствие команды. Такое объединение может расширить возможности его политической силы», — сказал В. Фесенко в интервью ЛигеБизнесИнформ.
Что же за объединение получится в итоге, кто в него войдет, как оно будет называться и позиционировать себя в политическом пространстве Украины – непонятно. Да и совершенно неясно, что же в итоге получит и самый крупный политический игрок нового объединения – Арсений Яценюк? Статус формального лидера новой оппозиции? Лавры Ющенко №2? Зачем ему менять вполне нормально работающую структуру своей партии на конгломерат микропартий – ранее входивших в НУНС? Ответа на этот вопрос пока нет.
Политический проект или НУНС версия 2.0
Несмотря на то, что формат будущей «Объединенной оппозиции» пока не ясен, вполне возможно предположить, на что она может быть похожа структурно и какие риски и вызовы перед ней встанут.
В первую очередь, самый главный риск – это риск превращения в НУНС версии 2.0, где роль «Нашей Украины» достанется «Фронту Перемен», а роль обновленного Ющенко – Арсению Яценюку.
Второй по значимости риск – это угроза вторичного раскола или невозможность договориться о том, кто же будет новым «гетьманом», а кто – «козацкой старшиной». Такие переговоры уже не одну попытку объединения уничтожили.
Третий риск – риск «забалтывания» и вовлечения нового объединения в череду всевозможных РR-ходов и скандалов, когда вместо четкой программы совместных дел будет очередная чехарда с массой разнородных и бестолковых выступлений лидеров оппозиции на политических ток-шоу и на страницах газет и журналов. «Шустеризация» украинского политикума способна загубить и более прочную структуру, чем создаваемый политический проект.
Вероятным источником финансирования нового объединения может стать П. Порошенко, что поможет ему вернуться в большую политику.
Но особый персональный риск выпадает на долю Арсения Яценюка. В борьбе за роль лидера «Объединенной оппозиции» он рискует потерять тот авторитет, который у него есть сейчас и лишиться действующей партийной структуры, которая находится у него в подчинении, поскольку сложно представить, что «Гражданская Позиция» Гриценко сможет влиться стройными рядами без потери качества обеих структур во «Фронт Перемен».
Новый политический проект обречен стать лидерским. Но для полноценного идеологического объединения нет ни малейших оснований.
Лебедь Рак и Щука – геральдическая троица нового парламента
На данный момент новая украинская власть совершила ряд ошибок, усиливающих позиции её политических противников. Особенно высоким прогнозируется рост популярности националистической ВО «Свобода», которая сможет оттянуть на себя значительную долю радикально настроенного электората БЮТ и НУНС.
В случае если судебные преследования оппозиции продолжатся и значительная часть ее лидеров во главе с Юлией Тимошенко и Юрием Луценко будет осуждена за реальные преступления, пусть и условно (что исключает их персональное участие в предвыборной гонке), то расклад сил в будущем парламенте (с учетом возможного объединения части оппозиционных сил) будет весьма оригинальным и затрудняющим его конструктивную работу.
Если выборы состоятся при вышеозначенных условиях, то шансы пройти в парламент имеют Партия Регионов, «Объединенная оппозиция», «Удар», КПУ, ВО «Свобода» и, возможно, «Сильная Украина».
Исчезновение с политической арены БЮТ и НУНС приведет к тому, что умеренная часть их сторонников распределится между «Объединенной оппозицией» во главе с А. Яценюком и «Ударом» В. Кличко, а радикальная часть примкнет к ВО «Свобода». Также к «Объединенной оппозиции» может отойти часть нынешних сторонников Партии регионов. Этот процесс будет напрямую зависеть от ухудшения экономического положения в стране и падения уровня жизни граждан Украины. Эти процессы будут определять лицо нового 2011 года.
Все большие ассоциации Сергея Тигипко с непопулярными реформами будут снижать рейтинг его партии и уводить электорат в сторону «Удара» и «Объединенной оппозиции». Да, в парламент «Сильная Украина» пройдет, но явно не в числе фаворитов. У КПУ же появляется шанс на мини-реванш. Чем сильнее будет поддержка националистов «Свободы», тем выше будет рейтинг КПУ, поскольку коммунисты занимают чёткую антифашистскую позицию.
Примерный расклад сил, если выборы будут в ближайшие полгода, может быть следующим:
Партия Регионов – 30-35%
«Объединенная оппозиция» – 15-20%
«Удар» – 5-10%
КПУ – 5-10%
ВО «Свобода» – 5-7%
«Сильная Украина» – 3-5%
Очевидно, что количество проголосовавших «против всех» будет порядка 10-15% и примерно столько же граждан Украины могут не прийти на выборы вообще. Хотя эти цифры могут быть и ниже, что зависит также от экономической составляющей. Изменение числа проигнорировавших выборы, разумеется, повлияет в ту или иную сторону на распределение голосов в пользу разных политических сил. Да и вообще, результат выборов в будущий украинский парламент будут в основном определять два фактора: административный ресурс и ухудшающаяся экономическая ситуация.
Оппонентом идеи об усилении позиций «Объединенной оппозиции» в новом составе парламента стал директор украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов. «Согласно законам арифметики и политических наук, сколько бы вы нолей не складывали, в сумме всё равно будет ноль» – так политолог прокомментировал «Ревизору» (3) информацию о том, что ряд политических сил, в частности «Наша Украина», УНП, «Собор» и другие, ведут переговоры об объединении.
Однако, несмотря на «нулевые прогнозы» В. Корнилова, шансы стать второй по величине парламентской фракцией у «Объединенной оппозиции» есть. И весьма значительные.
Хватит ли дипломатических способностей у лидеров оппозиции и умения поступаться частными интересами во имя прихода к власти? Как показывает политическая практика – в Украине подобного прецедента еще не было. Поэтому вероятность провала объединения весьма высока. Разве что она сработает перед лицом сильной внешней угрозы, которую будет воплощать собой Партия регионов. Все это будет понятно уже в ближайшем будущем. Ведь до возможных выборов осталось не так много времени. Даже если они состоятся не в 2011, а в 2012 году. Год – не срок для украинской политики. Тем более – предвыборный год. Остается констатировать: де-факто парламентская предвыборная гонка уже стартовала. Кто придет к финишу – покажет время.
Олег Дмитренко
(1) http://www.interfax.com.ua/rus/pol/58391/
(2) http://www.rian.ru/world/20110117/322766023.html
(3) http://revisor.od.ua/news/Vladimir_Kornilov_o_predpolagaemom_sliyanii_prav-020761/