Привычка рассматривать события мировой политики в некой дихотомии осталась нам в наследство от долгой биполярной эпохи ХХ века, когда все было просто и понятно. С одной стороны – Империя Зла, или коммунистический рай, с другой – Land of the Free, или страна загнивающего капитализма. Зависит откуда смотреть. И всё.

Даже в Африке племена рубились между собой за торжество Всемирной революции, или за демократию, слабо понимая смысл и того, и другого.

И вот, когда Советский Союз почил в Лете, посеяв хаос на просторах Евразии, оказалось, что все несколько сложнее. Однако привычка смотреть на мир как на борьбу чего-то с чем-то осталась.

Стали говорить о борьбе религий, столкновении цивилизаций и прочее, прочее. Стремительно развивающиеся события последних лет заставили многих посмотреть на них как на звенья одной цепи и части одного процесса.

Уж если смотреть на современный мир сквозь призму некоего противостояния, то речь стоит вести не о столкновении цивилизаций, или религий. Глупо ассоциировать Ислам с группами радикальных сумасшедших, которые стали орудием хаоса. Да и расхожая теория о West and the Rest вряд ли подходит. Если вы думаете, что Запад – синоним развития, а Восток – наоборот, тогда посмотрите на Японию и Португалию, или, скажем Грецию и подумайте еще раз. Дело даже не в борьбе цивилизации с варварством, хотя это ближе всего к истине.

Думаю, наиболее правильным будет говорить о столкновении между модерном и архаикой.

За последние годы глобализация шагнула так далеко, что перепуганным архаичным обществам не остается иного выбора, как, подобно затравленному волку, кинуться в горло противнику.

А главное здесь то, что в таком противостоянии мировое соглашение невозможно. В отличии, скажем, от социализма с капитализмом, которые, как показала теория конвергенции, вполне взаимопроникающие понятия, модерн и архаика – понятия взаимоисключающие. То есть, либо возникнет некое архаическое «гетто», либо одно поглотит другое.

Именно поэтому архаические общества так люто ненавидят прогресс. Ведь прогресс для них – это смерть и уход со страниц истории. И абсолютно безразлично, во что верят туземцы: в то, что в раю их ждет 1000 девственниц, или в то, что вернется счастливое время пионеров и дешевой колбасы по три рубля. Ведь вопрос не в том, что ждет их в будущем, а в том, что будущего у них нет вовсе.

Весь тот хаос, который сеет по миру архаика, лишь перевел такие общества из парадигмы «модернизируйся, или умри» в парадигму «модернизируйся, или убивай». Что, разумеется, не подразумевает наличие у них какого-либо будущего.

Призрак отца Гамлета

Теперь о России.

Теракты в Париже породили массу дискуссий (параноидальных и не очень) о том, что из хиджаба торчат медвежьи уши и сильно попахивает водкой. Многие стали задаваться вопросом: не маячит ли за всеми этими событиями тень плейшфюрера?

Популярные статьи сейчас

CNN спрогнозировали действия Путина в случае победы Трампа

В Киеве - острый дефицит водителей маршруток: готовы дать жилье и бронь от армии

Водителям напомнили важное правило: когда включать поворотники в городе и на трассе

Ультиматум для Путина: что предлагает оппозиция Германии

Показать еще

Ответ прост: а какая, собственно, разница? В противостоянии модерна и архаики Россия однозначно на стороне последней. Так не все ли равно, чьими руками ведется эта война?

В отличие от слаборазвитых обществ Ближнего Востока, застрявших в Средневековье не только по своей вине, Россия умышленно и вполне целенаправленно архаизирует свое общество. Счетчик мотает время назад уже не годами, а столетиями. И выбор этот был сделан задолго до событий в Украине и Сирии.

Во времена, когда внешняя политика Украины напоминала известный объект, бороздящий воды проруби с Запада на Восток и vice versa, в Кремле уже понимали, что Запад им не догнать. Да и незачем! Гораздо удобнее и политически грамотней грозить Западу дубиной, пританцовывая в лаптях на снегу под «сплотила на веки великая Русь…».

Таким образом, в России был достигнут консенсус между элитами, которые получили карт-бланш на разграбление природных ресурсов и народом, который снова проснулся в великой стране, пускай даже она существовала только в их голове и на экранах телевизоров.

Фактически, архаизируясь, Россия, наконец, нашла тот самый «третий путь», о котором так много писали русские политические теоретики. Можно было выглядеть эдакой «Oldfashioned Superpower» и при этом особенно ничего не делать.

Такая позиционная игра могла тянуться десятилетиями, если бы конфликт модерна и архаики не перешел в горячую фазу, триггером чему послужили события в Украине.

И умные, и красивые

А теперь о нас.

В свете событий последних лет Украинцам предстоит понять очень много вещей.

Понять, что вся история независимой Украины – это проживание наследия СССР, который на свое время был государством отнюдь не архаичным. Поэтому последних 20 лет были для нас постепенным спаданием в архаику с редкими вкраплениями симулированной модернизации. А пока мы симулировали (реформы, евроинтеграцию и т.д.) локомотив прогресса мчал вперед, оставляя за собой выхлопные газы цивилизации, которые мы ошибочно принимали за дух свободы и веянье Запада.

Мы должны понять и принять, что постсоветские общественные и государственные структуры должны распасться и растаять в вечности, чтобы мы могли двигаться дальше. Потому, что строить модерное общество с архаичными структурами – все равно, что пытаться сбить Стелс трембитой.

Нам нужно принять все веянья западной модернизации. Да-да, вместе с правами геев, гендерным равенством и набившей оскомину толерантностью. Потому, что здесь не может быть полумер. Иначе, мы в лучшем случае так и останемся страной-симулякром. А в худшем – и вовсе исчезнем с политической карты мира.

Мы должны осознать, что трагические кровавые события в Киеве, а потом и на востоке страны создали для нас шанс вскочить даже не в последний вагон поезда модернизации, а в прицепные вагоны дополнительного состава, следующего в нужном направлении. И шанс этот совершенно точно последний!

И понять все это должны мы – простые украинцы, а не правительство. Потому что правительство, как говаривал Александр Федорович Керенский – вещь временная.

Facebook автора

Изображение: Markus Lovadina