Продолжение. Смотрите первую часть Неизвестный Узбекистан: экономика

Воодушевленные лица молодежи, весело обговаривающие какие-то свои вопросы, связанные с учебой; неспешная и уверенная прогулка людей старшего поколения, которые с удовольствием кланяются своим знакомым и прислоняют правую руку к сердцу в момент приветствия. Малые дети, которые также носятся по улицам, как и везде, но при этом стараются всем сказать «здравствуйте» и очень радуются, когда им отвечают.

На первый взгляд, все это создает идиллию спокойствия и полной гармонии. И хочется найти, понять, почему общество, живущее вблизи таких неспокойных соседей, так уверенно себя ощущает у себя в стране. Ведь совсем недавно, каких-то лет 10 назад, вечером было страшно ходить по неосвещенным улицам, приходилось дрожать на перекрестках в предчувствии наглого грабежа машины, волноваться за сохранность вещей в доме. А теперь машина, брошенная под домом с ключами, не привлекает к себе внимания воришек. Что изменилось в обществе за эти годы? — Отношение к частной собственности! Судебно закрепленное право собственности и его сохранности. Посягнувший на чужой автомобиль, получает до 15 лет тюремного заключения. Казалось бы, как все легко и просто. Увеличьте сроки за посягательство на чужое имущество, здоровье людей и все станет на место. Но вот, в одних странах, это принимается и воплощается, а в других все остается на своих прежних основах. И там процветает воровство, бандитизм, разбой.

Впрочем, не только благодаря судебной системе, я думаю, вопрос не был бы решен. Большой вклад в становлении гражданского общества Узбекистана и помощь в реализации его прав, стали пришедшие из веков традиции поддержки внутри общин – Махаля. Это объединение улицы, квартала, с целью поддержки друг друга в разных жизненных ситуациях. Испокон веков, в Узбекистане, радовались вместе рождению ребенка, свадьбе соседей, вместе провожали в последний путь. На все эти и другие события обычно собирается от 500 и больше людей. Соседи, родственники, однокурсники, уважаемые люди района. И обычай велит пригласить всех и не забыть никого. А кто сможет принять такое количество людей за один раз? Приготовить, найти столы, посуду, организовать весь процесс? Вот тут и включается Махаля. С ее аксакалом, которого выбирают всем миром. В Махале ты всегда можешь рассчитывать на помощь. Кто деньгами, кто едой, кто вещами. Всем миром легче перенести любую беду, и любой праздник отметить. Еще не так давно, многие эксперты называли Махалю пережитком прошлого, религиозным атавизмом. Но сегодня большинство мировых экспертов называют институт Махали умелым примером как можно соединить традицию и современность.

При этом руководство Узбекистана законодательно предоставило права этим общинам (Махаля), аксакалам выделило финансирование на выполнением ними управленческой работы, помогает в развитии мелкого предпринимательства в рамках Махали, подчинило участковых милиционеров на службу Махале. И теперь, в своей Махале, каждый ее член ответственен за порядок и чистоту, за мир и покой на улице, за помощь соседу, за свое поведение. Ведь утром, после громкой ссоры ночью, аксакал спросит с тебя. А если ты в беде, то можешь обратиться за помощью к нему, и он решит, как можно помочь тебе. Со стороны все это выглядит как-то для «цивилизованного человека» дико. Тебе кто-то будет указывать, как жить, что делать и ты еще должен к этому прислушиваться. Но, самое важное в этом всем – эта система работает. И в Махале царит взаимовыручка и поддержка. И что самое главное – люди не только стараются поддержать один другого, но и не дают оступиться. Да, вероятно, много чего скрыто за забором дома или стенами квартир. И не все выносится на обсуждение общины. Но тот покой, отсутствия разбоя на улицах – это стоит того. Гид, которая показывала мне Ташкент, родом из Санкт- Петербурга. Очень красивый город на Неве. Она имеет возможность уехать к себе на Родину. Но она не хочет этого делать. «Здесь СПОКОЙНО! Здесь размеренно. И я уверенна в завтрашнем дне. Да, еще нет того финансового достатка, который хотелось бы иметь. Но я вижу прогресс, и я верю в завтрашний день, что он будет лучше». И в городе, кроме мечетей, есть и православные храмы.

Общение с представителями власти (депутатами нижней палаты парламента Олий Мажлис, Сената, чиновниками Кабинета Министров, администрации Президента) очень сильно отличается от подобного у себя в стране. С НИМИ МОЖНО ГОВОРИТЬ. Они не прячутся от людей, идут на разговор, не ездят на последних новинках мирового автопрома, образованны, не уходят от ответа на «неудобные» вопросы. И что показательно – большинство из них это молодые люди (30-45 лет). Да и неудивительно, в стране более 50 % — это молодежь. Для образования которой, руководство страны, прилагает максимум усилий. Потому что верит в будущее своей страны и свой народ, и желает, чтобы кадры для проекта индустриализации Узбекистана можно было найти у себя, а не привлекать из-за рубежа. На данном этапе, национальная программа по подготовке кадров, показала свои результаты. Инвесторы, приходящие в страну, очень высоко оценивают степень подготовки местных кадров и их образованность. И продолжают наращивать свои производственные возможности.

Возможно, я видел только лучшее в Узбекистане. Возможно, многое срыто от глаз приезжающих, но улыбки на лицах жителей и их открытость – это хороший повод верить в лучшее будущее Узбекистана.