Исторически выделилось два пути развития систем моделирования обстановки в интересах боевой подготовки: предназначенные для индивидуальной подготовки и коллективные. К первому классу относятся различные тренажеры, как индивидуальные, так и коллективные, позволяющие сократить расходы на эксплуатацию вооружения и военной техники (ВВТ) в ходе боевой подготовки, ко второму — так называемые автоматизированные системы моделирования боевой обстановки (АСМБО), создающие единую обстановку для должностных лиц органов управления соединений и объединений. Данное разделение обусловлено отличием в решаемых задачах. Так, если в первом случае необходимо создать динамичную детализированную обстановку для конкретного обучаемого, то во втором акцент делается на имитацию боевых возможностей подразделений, частей, соединений и объединений ВС, а результаты моделирования представляются в виде графиков, схем (карт), таблиц и т. д. Кроме того, если применение тренажеров ограничено вопросами боевой подготовки, то АСМБО могут применяться в боевой обстановке для поиска оптимального решения на бой (операцию), то есть должны обеспечивать быстродействие выше реального времени.
Базовыми документами, определяющими направления и динамику развития систем моделирования военного назначения (СМВН), следует считать инструкцию председателя КНШ ВС США CJCSI 85-10.01В от 17 марта 2010 года и директиву министра обороны США 5000.59 от 8 августа 2007-го. «Управление моделированием в МО США». Они декларируют комплексный подход к разработке СМВН в масштабах ВС США. Ранее их разработка велась по программам, определяемым видами ВС. Аналогичный документ введен в действие в ОВС НАТО в 2010 году.
К базовым принципам, лежащим в основе СМВН ВС США и ОВС НАТО, следует отнести:
— обеспечение экономической эффективности моделирования;
— согласованность систем моделирования с существующими автоматизированными системами управления (АСУ) войсками и оружием;
— совместимость систем моделирования различного уровня и назначения;
— использование апробированных коммерческих решений при разработке систем моделирования;
— защищенность систем моделирования от несанкционированного воздействия.
В соответствии с указанной выше директивой МО США по виду моделируемых объектов и степени участия человека в этом процессе моделирования принято выделять следующие классы моделей:
1. Обучаемый непосредственно управляет реальными объектами (Live Simulation). Модели данного класса обеспечивают визуализацию управляемого объекта (танка, самолета, глубоководного аппарата) в известной обстановке, включая его, вид в различных проекциях (сбоку, сверху и т. д.). Кроме того, к этому же классу относятся системы, позволяющие «уточнять» боевую обстановку: обозначать зоны возможных разрушений и затоплений, подсвечивать рекомендуемые цели и т. д.
2. Обучаемый непосредственно управляет виртуальными объектами (Virtual Simulation). Это основной класс моделей, лежащих в основе тренажеров ВВТ. Кроме того, системы данного класса применяются для отработки принятия решения, например, по управлению огнем артдивизиона, а также для совершенствования навыков командной работы (на автоматизированных рабочих местах (АРМ) распределенной АСУ).
3. Компьютерное управление виртуальными объектами при участии обучаемого (Constructive Model or Simulation). В моделях данного класса имитируется поведение программно-управляемых виртуальных объектов, как единиц ВВТ, так и воинских формирований. Роль человека заключается в определении исходных данных, при этом конечный результат определяется заданными закономерностями модели. В данном классе выделяется подкласс моделей, для которых эволюция траектории и динамика ее развития определяются человеком непосредственно во время работы.
4. Компьютерное управление реальными объектами при участии обучаемого. Этот класс модулей относится к робототехнике и в интересах боевой подготовки в настоящее время применяется крайне ограниченно.
Александр Усик во второй раз победил Тайсона Фьюри: подробности боя
"Большая сделка": Трамп встретится с Путиным, в США раскрыли цели
Зеленский встретился с главой ЦРУ Бернсом: война закончится
Банки Украины ужесточат контроль: клиентам придется раскрыть источники доходов
Продуктом деятельности СМВН в ходе боевой подготовки является синтезированная (виртуальная) обстановка (Synthetic Environment) с достаточной степенью точности воспроизводящая оперативную обстановку. Она представляет собой совокупность реальных и виртуальных объектов, взаимодействующих в едином представлении окружающего мира.
Основа синтезированной обстановки — компьютерные модели сил (средств) (Computer Generated Forces). Это общий термин, обозначающий моделируемые объекты: воинские формирования, образцы ВВТ, их группы и т. д. Общей чертой компьютерных моделей является реализация их поведения в соответствии со складывающейся обстановкой без непосредственного участия человека.
При проведении КШУ и военных игр применяется несколько другой вид компьютерных моделей — SAF (Semi-Automated Forces). Его отличительной чертой является возможность динамической реконфигурации человеком компьютерной модели в реальном времени, что обеспечивает более реалистичное поведение моделируемого воинского формирования. Например, на односторонних учениях в состав группы руководства может вводиться специальная группа подыгрыша, состоящая из опытных офицеров, реагирующих на ошибки обучаемых органов управления (ОУ). Также для обеспечения зависимости состояния оперативной обстановки от действий подчиненных (приданных) частей и подразделений сценарий учения может изменяться в соответствии с результатами выполнения последними практических упражнений, например стрельб.
К основным направлениям совершенствования систем моделирования в интересах боевой подготовки ВС США и ОВС НАТО следует отнести:
1. Приоритетное развитие систем моделирования с распределенным преобразованием информации. В рамках данного направления реализуются как тренажеры, так и АСМБО — от образца ВВТ (танка, истребителя, БМП) до системы подготовки ОУ объединения. Экспертами отмечается переход на качественно новый уровень боевой подготовки с применением подобных
систем. Например, в печати сообщалось о создании компьютерного тренажера IFS для отработки действий в составе системы противовоздушной обороны, позволяющего включать в виртуальное сражение «много-намного» произвольное число боевых единиц. Это, в частности, позволяет организовать подготовку боевых расчетов ГОР К в составе подразделения (части, соединения).
2. Оперативно-техническое сопряжение СМВН с действующими и перспективными АСУ войсками и оружием. Существенный недостаток первых образцов АСМБО заключался в необходимости создания для обучающихся должностных лиц ОУ специализированных АРМ, размещенных в едином узле. Так, ранее основным местом проведения компьютерных КШУ был компьютерный центр в г. Рамштейн (Германия). Это приводило, во-первых, к увеличению численности персонала, обслуживающего мероприятие оперативной подготовки, во-вторых, требовался ресурс времени, необходимый на освоение ими интерфейса программных приложений.
В сочетании с первым направлением задействование в оперативной подготовке существующих АСУ войсками и оружием позволяет устранить эти недостатки и увеличить число участников учения. Так, в настоящее время в стратегических КШУ ОВС НАТО оно превышает 1 тыс. человек. В ВС США обеспечено сопряжение СМВН с такими АСУ, как ASAS, AFATDS и MCS. Отмечается, что с введением в строй системы нового поколения (WARSIM) обслуживающий персонал сократился на 2/3. Очевидно, что непременным условием реализации этой концепции является обеспечение открытости в смысле оперативно-технической совместимости различных СМВН. Особенно остро эта проблема стоит перед ОВС НАТО, поскольку предполагает объединение нескольких национальных СМВН.
3. Повышение реалистичности создаваемой условной обстановки. В рамках данного направления обеспечивается повышение детализации моделируемой обстановки (концепция Train the Way You Fight). Детализация моделей определяется количеством учитываемых факторов. Следствием этого является усложнение отдельных элементов агрегативных моделей. Эффективным способом сокращения ресурсозатрат на моделирование обстановки, реализуемым в СМВН ВС США и ОВС НАТО, считается накопление и повторное использование программных компонентов. На этой основе разрабатываются сложные системы, обеспечивающие согласованное по пространству и времени моделирование действий разнородных сил и средств группировки войск.
«ЗВО»