Обещанного три года ждут

О необходимости внести изменения в сферу государственного контроля на протяжении последних лет говорили все, кому не лень. Большое внимание этому вопросу уделил и глава Госкомпредпринимательства Михаил Бродский, который на протяжении последнего года неоднократно заявлял о необходимости уменьшить количество проверок для предпринимателей.

«Как известно, у нас 4 фонда осуществляют проверки, а нужно, чтобы лишь Пенсионный фонд осуществлял их… Это, как минимум, уменьшит на 70% количество таких проверок в год», — сообщил Михаил Бродский. Дабы подсластить обещания, глава Госкомпредпринимательства предложил ввести ответственность должностных лиц и представителей государственных органов власти за препятствование деятельности предпринимателей, начиная от штрафов в размере пяти должностных окладов до запрета занимать государственную должность вовсе.

Еще одной «ложкой меда» от Михаила Бродского стало обещание ввести налоговые каникулы на пять лет для так называемого семейного бизнеса. По его словам, специальный комитет Верховной Рады уже занимается подготовкой соответствующего проекта закона.

Вице-премьер-министр Украины по экономики Сергей Тигипко говорит, что количество органов государственного контроля в сфере хозяйственной деятельности будет сокращено с 78 до 40. При этом он подчеркнул, что административные преграды сдерживают инвестирование в украинскую экономику больше, чем неразвитая инфраструктура. «Руководители некоторых украинских предприятий до 2 рабочих дней в неделю тратят на общение с проверяющими органами», — сказал г-н Тигипко.

Большое внимание к сфере контроля объясняется просто: согласно последним исследованиям МФК в 2008 г. отечественный бизнес совокупно потратил на проверки около 2,44 млрд грн, что равноценно 0,26% отечественного ВВП или общей годовой зарплате 82 тыс. (45%) всех госслужащих.

В нынешнем году ревизоры посетили 75% всех работающих в нашей стране компаний: в среднем крупные предприятия проверяют более пяти раз в год, мелкие — около семи. Согласно исследованиям, на общение с ревизорами менеджеры в год тратят не менее 15 рабочих дней, а собственникам приходится выкладывать на штрафы и неофициальные платежи в среднем 2,4 тыс. грн и еще 1,2 тыс. грн на оплату труда сотрудников, задействованных в процедурах проверок.

Соседи посмеиваются и сочувствуют

Стоит отметить, что в Украине количество контролеров самое большое по сравнению с другими европейскими странами. В частности, если в нашей стране функционирует 83 инспекции и проверяющих ведомства, то в Латвии число ревизоров не превышает 16, в Сербии – 30, в Беларуси – 40, а в Словении – 26.

Не трудно догадаться, что такое большое количество инспекций привело к тому, что одно и то же предприятие проверяет сразу несколько инстанций. К примеру, соблюдения всех требований законодательства в земельной, трудовой и образовательной сферах контролирует… сразу шесть проверяющих органов. А рекордсменом является растениеводство: деятельность работы предприятий, работающих в этой сфере, проверяют восемь организаций.

«Например, Госвининспекция проверяет качество вин, что также входит в обязанности Госпотребстандарта и санэпидемстанции. Они также следят за качеством хлебобулочных изделий. Эту же работу делает Госхлебконтроль и инспекция по контролю качества сельскохозяйственной продукции при МинАПК. Одной из восьми инспекций, курирующих сферу семеноводства и растениеводства, является инспекция по контролю в цветочно-декоративной сфере. При этом такое огромное количество проверяющих вовсе не дает гарантий эффективности государственного контроля», — подчеркивает старший аналитик проекта МФК «Инвестиционный климат в Украине» Сергей Глущенко.

Исчезают важные положения

Подписанные Президентом Украины Виктором Януковичем изменения к Закону «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», который вступит в силу с 27 октября, призваны сократить количество ревизоров. В законе сказано, что при каждом центральном органе исполнительной власти должно остаться не более одного контролирующего органа. Чиновникам необходимо лишь определиться, какую именно службу либо инспекцию оставить, а какие – ликвидировать.

Популярные статьи сейчас

США обнародовали секретные данные об убийствах Путина

Выдвинули два жестких условия: поляки снова начали забастовку на границе с Украиной

Цены на топливо снова взлетят: названы причины и сроки подорожания

АЗС снизили цены на бензин и дизель в начале недели: автогаз продолжил дорожать

Показать еще

«Министерство аграрной политики уже разработало проект правительственного постановления, согласно которому будут упразднены семь инспекций, а вместо них создана Генеральная агропромышленная инспекция. Мы сократим вспомогательные службы — бухгалтерии и отделы кадров, обслуживавшие ликвидируемые инспекции, а профильных специалистов постараемся по максимуму сохранить. И за каждым подразделением закрепить конкретный фронт работ. Ведь множество функций у этих инспекций дублировались, а некоторые направления, например, контроль за продукцией, содержащей ГМО, осуществлялся недостаточно эффективно. Работа ликвидируемых инспекций была настолько не скоординирована, что у нас даже нет единой статистики, сколько проверок они провели с начала года. Но мы уверены, что после реорганизации их количество существенно сократится», — говорят представители Министерства.

Однако, если вчитаться в подписанный Президентом документ внимательно, то можно сделать два неприятных для бизнесменов вывода. Во-первых, в процессе утверждения из Закона исчезла одна очень полезная для бизнесменов норма, согласно которой, в случае выявления нарушений, предприятию дается 30 дней для их исправлений. Штрафные же санкции предлагалось применять только в том случае, если организация не сумела исправить все недочеты в отведенный законодателями срок.

«Конечно с точки зрения формулировки, эту норму нужно было подкорректировать. Неправильно обязывать санэпидемстанцию ждать истечения 30 дней, если в проверенном ею заведении общественного питания выявлены факты использования для приготовления пищи некачественного сырья. Или же пока не будут устранены нарушения пожарной безопасности, которые в любой момент могут привести к человеческим жертвам. Однако и моментальное выписывание штрафа — тоже неправильный подход. В Европе проверяющие органы используют многоступенчатую работу: сначала предупреждение, тогда обнародование информации, беседы и лишь потом — штраф. Кроме того, если, например, вы продаете несвежее мясо, то опечатывается только холодильник с этим мясом. У нас же сразу закрывается весь магазин. И эта система только провоцирует коррупционеров, наделенных проверочными полномочиями», — отмечает Сергей Глущенко.

Проверок не станет меньше

Еще один интересный момент, который неприятно удивляет – в документе нигде не говорится, что количество самих проверок планируется уменьшить. Более того, в Госкомпредпринимательстве подчеркивают, что не ставили перед собой подобных целей. Исходя из этого, можно сделать вывод, что нынешний закон не сможет оградить предприятия от ревизоров, активность и аппетиты которых растут не по дням, а по часам.

Об этом может свидетельствовать и опыт Государственной налоговой администрации, руководство которой обещало сократить количество проверок на 70% в нынешнем году. Однако за первое полугодие 2010 года налоговики посетили 13,08 тыс. компаний, что лишь на 2,5% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

По мнению президента Союза налоговых консультантов Леонида Рубаненко, незначительное уменьшение количества ревизий в первое полугодии – это естественное последствие кризиса. «Стало меньше работать предприятий, только в строительной отрасли 55% компаний прекратили активную деятельность. Эти налоговые показатели не характеризуют отношение ГНАУ к бизнесу и вообще налоговый климат», — подчеркивает он.

Помимо этого, у налоговиков по-прежнему остались все возможности для проведения внеплановых проверок, которые не жалуют предприниматели. По словам Леонида Рубаненко, глава ГНАУ лично подписала внутреннее письмо-разъяснение для региональных инспекций о том, что на налоговые органы не распространяется действие постановления Кабмина №502, ограничивающее проведение внепланового аудита.

«В ГНАУ начали письмами корректировать законодательство по НДС, прибыли, земле, упрощенной системе. Поэтому сейчас существует такое воздействие на бизнес, что просто парализует всю работу»,– возмущается Леонид Рубаненко.

Таким образом, бизнесменам, несмотря на якобы принимаемые для улучшения инвестклимата законы, стоит готовиться к еще большему давлению со стороны органов контроля – уменьшение их количества не приведет к снижению количества проверок. А любой закон и постановление Кабмина, как показывают действия ГНАУ, можно подкорректировать внутренними «бумажками» и чудесным образом госведомство может сделать вид, что его установленные законодательством правила не касаются.

Максим Голубченко, портал «Политика и деньги».